В жарком июне 1967 года, из-за войны между Израилем и несколькими арабскими странами, египетские войска быстренько заблокировали Суэцкий канал с обеих сторон, затопив там кучу старых судов и щедро "присыпав" все это дело морскими минами. В момент, когда египетская армия усердно блокировала канал, через него не повезло проходить 15 торговым судам. Их экипажи смекнули, что деваться им особо некуда и 14 из них встали на якорь в самом широком месте канала — районе Большого Горького озера. Вот их список: "Nordwind" (ФРГ), "Münsterland" (ФРГ), "Killara" (Швеция), "Nippon" (Швеция), "Essayons", бывший "Sindh" (Норвегия; ранее принадлежал Франции), "Agapenor" (Великобритания), "Melampus" (Великобритания), "Scottish Star" (Великобритания), "Port Invercargill" (Великобритания), "African Glen" (США), "Джакарта" (Польша), "Болеслав Берут" (Польша), "Василь Левски" (Болгария), "Леднице" (Чехословакия).
Попавшие в ловушку суда. На переднем плане - "Леднице"
Трюмы кораблей были забиты всякой всячиной: от модных футболок и детских игрушек для магазинов Woolworths, до австралийский свиней и воловьих шкур из Эфиопии. Шестиднейвная война быстро закончилась, но расчистка канала в условиях политического кризиса затянулась, поэтому в октябре 1967 года все 14 капитанов и команды, собравшись на борту британского теплохода "Melampus", основали "Ассоциацию Большого Горького озера", с целью помогать друг другу не унывать в сложившихся обстоятельствах, делиться едой и прочими благами, ну и организовывать совместный досуг.
Теплоходы "Agapenor" и "Melampus" под бдительным взором израильского пограничника
Люди разных национальностей из государств с различным политическим строем, оказавшись в центре конфликта Египта и Израиля, смогли создать удивительное сообщество, поражавшее стороннего наблюдателя своим интернационализмом, жизнелюбием и высоким моральным духом. Команды торговых судов постоянно навещали друг друга, проводили совместные мероприятия, конкурсы, устраивали киноночи (до того, как это стало мейнстримом), отмечали вместе праздники - и всё это на виду у египетских и израильских пограничников, изматывавших моряков досмотрами.
Команды помогали соседям поддерживать их корабли в порядке: одалживали запчасти и инструменты, перебрасывали кабели, делились водой, помогали чистить палубы от наносимого ветром из пустыни песка (из-за песчаных наносов появилось второе название Ассоциации - "Жёлтый флот"). Норвежский корабль "Essayons", ранее ходивший под флагом Франции, прославился на всё Большое Горькое озеро великолепным буфетом с французской кухней. Шведское судно "Nippon" открыло для всех моряков свой гимнастический зал, а контейнеровоз "Killara" - плавательный бассейн. Немецкое судно "Münsterland" оказалось в озере с грузом охлаждённого австралийского винограда и щедро делилось им с коллегами, особенно - с командой болгарского теплохода "Василь Левски", гнавшей из винограда недурное бренди (то есть банальную ракию). На немецком же судне "Nordwind" проводились богослужения. Польский сухогруз "Джакарта" имел на борту штатного врача и превратился в бесплатный плавгоспиталь для всей Ассоциации. Глядя на такую странно возникший, но исправно функционирующий союз своих кораблей, моряки шутили, что создали свою Организацию Объединённых Наций, которая более работоспособна, чем настоящая ООН.
Владельцы судов, отчаявшись получить хоть какую-то помощь от политиков, решили сами поддерживать своих работников. Во-первых, составы команд постоянно ротировались.
Смена вахты на корабле
Во-вторых, судовладельцы за свой счёт обеспечивали своих моряков всем необходимым. Наиболее яркой иллюстрацией такого снабжения стало Рождество 1967 года, когда Blue Funnel Line прислала стратегический запас индейки, а заодно и кучу новогодних украшений, хлопушек, костюмов и прочих атрибутов праздника.
Команды весьма оригинальным образом устроили традиционный хоровод вокруг новогодней ёлки: четырёхметровое творение очумелых ручек польских матросов с "Джакарты" торжественно водрузили на понтон и экипажи плавали вокруг него на шлюпках.
Суэцкая новогодняя ёлка, сделанная поляками из швабр, палок и ветоши. Её украсили настоящей светящейся гирляндой, а у основания красовалась надпись "Wesołych Świąt!" - "Весёлого Рождества!"
Первые Рождество и Новый Год в заточении матросы отмечали на широкую ногу. Экипаж с "Port Invercargill" умудрился втиснуть в спасательный бот пианино из кают-компании и самая оригинальная труппа трубадуров всех времён и народов нарезала круги вокруг товарищей по политической обстановке, распевая во всю глотку рождественские гимны и серенады.
После такого оригинального праздника на свежем воздухе (на озере царил полный штиль) матросы в новогодних костюмах начали плавать в гости к соседям, у которых всегда был накрыт новогодний стол. Объектом поклонения стала единственная женщина на озере - шведская стюардесса, которую романтично настроенные по случаю праздника англичане немедленно удостоили титула "Леди Озера" из легенд о короле Артуре.
Английский моряк Джордж Уортон вспоминал: "Мы все были посреди озера в пустыне, а над нами были лишь звёзды. Каждая команда пела гимны на своём языке. Самым эмоциональным моментом для нас стало выступление немцев - они громко затянули "Silent Night" [Видимо, имеется ввиду немецкая версия этого старинного гимна - "Stille Nacht, heilige Nacht"]
Джордж Уортон (крайний справа) в шлюпке с коллегами на фоне судов компании Blue Funnel Line
Самым известным мероприятием пленников Суэца стал их собственный вариант Олимпийских Игр. В 1968 году Летняя Олимпиада проходила в Мехико, а экипажи решили устроить своё спортивное соревнование и лишний раз напомнить миру о своём бедственном положении.
Флаги "стран-участниц" Олимпийских Игр Большого Горького озера
Для проведения своего праздника спорта моряки основательно подготовились. Был учреждён яхт-клуб Ассоциации Большого Горького озера, выработавший правила гонок на парусных шлюпках. Большая плоская палуба сухогруза "Port Invercargill" превратилась в полноценное футбольное поле. По бортам натянули сети, чтобы мяч не улетал в воду, а судья заливисто свистел в боцманский свисток. Проводились соревнования по прыжкам в высоту, тяжёлой атлетике, спринту и даже стрельбе из лука. На Олимпиаде матросы соревновались в 14 видах спорта, причём все снаряды делались своими руками.
Олимпийская таблица рекордов
Большая регата: гонки на парусных шлюпках
Команда шведского судна "Nippon" принимает участие в олимпийской регате (фото Дэвида Кемпа)
Соревнования по прыжкам в высоту (фото Джорджа Уортона)
Футбольные матчи на борту "Port Invercargill"
Победители озёрного соревнования по футболу. Серебряные кубки на борт были присланы газетой "The Daily Express"
Водное поло в озере
Соревнование по буксировке доски для сёрфинга с пассажиром на ней
В итоге победителями Олимпиады в общекомандном зачёте стали поляки, вторыми - немцы, а третью ступень пьедестала заняли англичане.
Жизнь на озере не была тоскливой. Помимо культурной программы и соревнований, капитаны кораблей, руководившие жизнью Ассоциации, разрешали употребление алкоголя. Капитан Артур Кенсетт, принявший командование судном "Port Invercargill" в июле 1969 года, отмечал, что за борт было выброшено полтора миллиона пустых пивных бутылок! "Хотелось бы мне знать, что подумают археологи будущего, когда через пару тысяч лет найдут этот хлам!" - писал он.
Говоря об Ассоциации Большого Горького озера, нельзя не упомянуть и его почту. Инициатором выпуска и первым исполнителем марок Ассоциации считается Иржи Кудрна - капитан чехословацкого судна "Леднице". Он нарисовал и самолично отпечатал на гектографе, на фиолетовой кальке продолговатую марку, рисунок которой изображал соединённые в пожатье руки, окружённые лавровым венком. Сверху была помещена аббревиатура: "G.B.L.A.". Известно, что первый тираж этих марок составил 200 штук, и в обращение они поступили в августе 1967 года.
Инициативу чехословацкого капитана подхватили капитаны и команды других судов, создав множество различных наклеек. Известны следующие выпуски: "В память пребывания на Большом Горьком озере 14 судов", "Годовщина пребывания судов на Большом Горьком озере", "Годовщина образования Ассоциации Большого Горького озера", "В честь победителей соревнований по футболу", "В честь парусной регаты", "В честь Олимпиады Большого Горького озера", "500 дней пребывания судов на Большом Горьком озере" и так далее. На всех этих "марках" делалась надпись "G.B.L.A. Postage". Марки наклеивались на почтовые отправления на борту судов, а затем оплачивались по существовавшим в Египте тарифам в ближайшем почтовом отделении в городе Исмаилия.
Только с сентября 1967 по сентябрь 1968 года было выпущено свыше 40 марок в кляйнбогенах и блоках, около 200 серийных марок, отличающихся друг от друга по цвету, способу печати и даже тексту. Тиражи их колебались от 100—200 до 2000. Издавались и конверты первого дня. Марки имели также аббревиатуры, соответствующие группировке кораблей (своеобразный вариант почтового индекса).
В начале 1975 года все противоречия в отношении Суэцкого канала, наконец, были урегулированы и движение по трассе стало вновь возможным. Вынужденное сидение 14 кораблей Ассоциации Большого Горького озера закончилось и команды стали выбирать якоря. Тут и выяснилось, что покинуть озеро своим ходом могут только два корабля - "Münsterland" и "Nordwind". Остальные суда находились в не лучшем состоянии и требовали ремонта. Остающиеся на озере команды торжественно проводили уходящие немецкие корабли.
"Scottish Star" в порту Пирей в ожидании ремонта
24 мая 1975 года "Münsterland" и "Nordwind" пришли в порт Гамбург, где их встречали 30 тысяч человек. Для "Münsterland" это был конец его торгового рейса из Австралии с грузом винограда. Рейса, растянувшегося на восемь лет, три месяца и пять дней.
источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →