
Май 2013. Поезд Львов-Запорожье (или наоборот)
Дорога долгая (кто ездил 120-м — понимает) не спеша выпиваем в плацкарте с бодреньким чуваком за 40 с седоватыми волосами в аккуратном хвостике. Он из Гродно, но живет уже 4 года в Украине и рассказывает мне "небылицы" о замученных и где-то "прикопанных" оппозиционерах, а также о том как ему здесь свободно дышится. Я ему рассказываю о белорусских "экологичных" продуктах и идеальных дорогах (хоть до этого был там только проездом в ночном автобусе) и о том, что не может у нас свободно дышаться при уже совершенно токсичном Яныке.
— Ты не понимаешь, — говорит белорус с хвостиком и озирается по сторонам, — я бы никогда в Беларуси в поезде с тобой о таком не беседовал. Стрёмно.
Я ему, конечно же, не поверил.
Июль 2015. По дороге в Литву.
Мы с подругой заехали в Беларусь из "Луцкой"(с) области когда уже стемнело. На неё и её Ланос белорусские дороги произвели колоссальное впечатление. На подъездах к Бресту было несколько офигенных и отлично освещенных эстакад. Да и сам ночной и идеально чистый город задел нас за живое. "Вот схера ли нельзя так в Украине?", — единственное о чем мы могли думать.
Днём впечатления немного смазались. Город действительно чистый, но... скучноватый и весь будто декорации для кино начала 1980-х об очень причесанном совке. Но пустоту в глазах статистов и какую-то одинаковую и непритязательную манеру одеваться никак не скроешь. Поразили супермаркеты (или что-то вроде): дороговато, выбор меньше чем в АТБ и... не вкусно (
А Крепость очень мощная, да. Пробирает. И через речку от крепости Польша.

После Бреста я ехал один и попал в Барановичи. Вот там уже никаких иллюзий не осталось: лужи, отражающие рваное местное небо и плохую штукатурку, тихие грязные алкаши, пузатые менты у бобиков. Родная советская беспросветность.
Но хорошо, что после Барановичей со мной случилась "хорошая станция Лида". Там всё наоборот, никаких луж и очень приятные контактные люди, разговаривающие с мягким тембром и очень приятный акцентом. Но по-русски. Белорусского так ни разу в живую и не слышал (
И даже совершенно не напрягли правоохранители: подошли двое на вокзале, представились, документы осмотрели не забирая у меня из рук. Потом один из них, что помоложе, вернулся и говорит, мол, если есть время, можешь рассказать как там у вас? Времени до электрички на границу было дофига и я стал рассказывать. В основном, что сам видел или знал наверняка: о Крыме перед референдумом, Донбассе в мае/июне 2014-го, волонтёрах, российских фейках, с которыми, было время, воевал за оплату интернета, детях/женах/родителях погибших украинских солдат, которым мы развозили помощь от одного фонда и т.п...
Парню и правда было интересно. Не спорил, вздыхал, цокал языком. Ты ж, говорит, совсем другое рассказываешь, тут о таком и не слышали. Ну, а что было Путину делать? Он же не мог допустить, шоб вы в НАТО вступили. Геополитика, друг...
— Но с самолётом этим голландским что-то не то. Тут точно подставили русских. Слышал, что там все мёртвые уже летели?
Но в целом норм. Будто с неагрессивным инопланетянином пообщался.

Апрель и май 2016-го. Минск.
Моему папе нравился Минск. Мекка электронщиков в СССР. Мощнейшие институты и производства вычислительной техники: как спёртой и клонированной западной, так и своих разработок. Папа много раз ездил туда в командировки, привозил фанту и рассказывал, что Минск всегда был очень чистым.
А я поехал в Минск по дороге в...Буэнос-Айрес ) Была у туркишей офигенная цена на билет туда почему-то именно из Беларуси. Папа больше ждал впечатлений о Минске чем о Южной Америке.
В столицу Беларуси я прибыл на поезде из Гомеля к вечеру. И очень зашло: вокзал и привокзальная площадь, метро, улочка, на которой был хостел и магазин с неплохим пивом рядом светились действительно идеальной чистотой и будто теплыми/ламповыми огоньками из детства.
Я забукал отдельную комнату, но в ней не было вайфая и потому тусил в общей гостиной. Кроме меня, впрочем, там были лишь тихая парочка и активная девчонка, что не стесняясь звонила разным парням и договаривалась о встречах/свиданиях на завтра прям как Д`Артаньян о дуэлях в свой первый день в Париже.
Когда расписание было составлено — девчонка заметила меня и, по-гасконски прищурившись, спросила:
— Угостишь пивом гостью столицы?
— Откуда?
— Барановичи.
— Хороший город, — соврал я, но пивом, конечно, угостил.
— А в Киеве тачки круче чем в Минске? — спросила она, закончив бутылку "лидского".
— Не знаю, я еще ничего не успел в Минске увидеть.
— А... Я может тут устроюсь, а потом, может, в Киев поеду. Но лучше в Москву. У тебя тачка есть?
— Нет. И я даже не из Киева.
— А... Понятно. Тогда пойду спать. Но ты погуляй завтра, посмотри на тачки. В Минске столько интересного!
Интересного в Минске оказалось не много. На утро повторился эффект Бреста. Было скучновато, серовато и будто бы на совок нанесли очень искусственный налёт из хипстерства, витрин с товарами и европейских тачек. Я побродил по центру, съездил к знаменитой футуристичной библиотеке и совершенно не представляю чем бы еще занимался если бы во второй половине дня не надо было в аэропорт.

Когда месяц спустя я в минский аэропорт вернулся — майское солнце вроде согнало с неба советскую серость, зеленела свежая трава, а на остановке мне послышался знакомый и приятный тембр. Рядом автобус в город ждали два молоденьких милиционера, шуршали фольгой от шоколадки и разговаривали с прикольным лидским акцентом. Может со смены возвращались. "Из Москвы, наверное" решили они насчет меня, угостили шоколадкой и продолжили беседу.
— Пиздить их надо было, — мило, по-лидски рассказывал один из них, — всех, без разбору. Мочить и даже не закапывать. Пусть валяются в канавах и воняют, чтобы другим не повадно было майданить.
— Да. Зря Путин на Киев не пошел. Хохлов если половину не угандошить — дела не будет. Я бы хуярил пока мову свою собачью не забудут нахер...
У автобуса они вежливо пропустили меня вперёд и оба приветливо по-майски улыбнулись.
Вот такая моя Беларусь. Бейрут, пожалуй, вышел веселее. Больше я там не был. И не хочу. Разве что когда вместе будем в шенгенской зоне. Но, посмотрим.

Vladimir Krasnogolovy
Journal information