Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

Что общего у расизма и "политики идентичности"

Привет, это Викт и это лонгрид. Потому что не выдержала душа поэта и не могу я пройти мимо такого яркого примера. Хочу пояснить вам на этом ярком примере, почему я, мягко говоря, не сторонник так называемой “политики идентичности”.

И для этого придется немного поговорить про Гавайи. Не удивляйтесь.

Итак, недавно надежда социалистического крыла Демократической партии США Александрия Окасио-Кортес посетила Национальную коллекцию статуй в Капитолии. Это такая галерея, где стоит по одной-две статуи от каждого штата. Вроде “самого уважаемого человека из наших краев”.

И возмутилась наличию там статуи от Гавайев, изображавшей миссионера отца Дамиена де Вестера. Мол, вот смотрите. Статуя стоит от Гавайев, а изображает белого мужчину, а не, например, последнюю королеву Гавайев Лилиуокалани. Какие еще доказательства белого превосходства вам нужны?

Против нее поднялась волна. Отец Дамиен прибыл на Гавайи, чтобы спасать больных проказой в местной колонии. Спас многих, заразился сам, и умер в муках. А через сто с лишним лет был канонизирован Католической церковью. Мол, стыдно как-то выбирать такой пример.

Но меня отдельно поразило, что когда я пересказал эту историю у себя, у меня произошел просто парад комментаторов, которые поддержали Окасио-Кортес. И озвучили такой частокол из собственных предубеждений, что, собственно, биографию отца Дамиена можно написать, просто из опровержения этих предубеждений. Что я сейчас и хочу сделать. Будет интересно.

“Ааа, белый прибыл в колонию! Так он, наверняка, колонист! Агент гибридной войны! Готовил землю под колонизацию белыми!”

В 1864-м году 24-летний католический священник из Бельгии Дамиен де Вестер прибыл в Гавайи по поручению Римской курии. Действительно, в тот момент Королевство Гавайи переживало давление белых колонизаторов… вот только американцев. Дамиен де Вестер изначально был по другую сторону этого противостояния: по гавайскую.

“Но он же прибыл в колонию”

Колония на острове Молокай была не европейской или американской колонией, а колонией-карантином, основанной в 1865 году королем Гаваев Камеамеа Пятым. Из-за эпидемии проказы туда просто ссылали всех зараженных. Через несколько лет колония превратилась в филиал ада. Именно в таких условиях туда согласился отправиться 33-летний отец Дамиен. Отправил его туда местный епископ по согласованию с Королевским министерством здравоохранения в 1873 году.

“Небось, белые же туда проказу и завезли!”

Условные "белые", действительно, завезли на Гавайи множество болезней, от которых вымерла значительная доля местного населения - и это грустный факт. Но не в этой истории. Во-первых, вспышки проказы на островах Тихого Океана фиксировались и ранее. Во-вторых, конкретно эту вспышку привезли с собой китайские иммигранты.

“Так, может, он все же действовал в интересах белых?”


Отец Дамиен полностью перестроил жизнь колонии: из адового и полного преступности места, куда ссылали людей просто умирать в муках, он превратил ее в большой госпиталь. При этом, за вычетом короткого периода, когда после смерти от проказы бывшего суперинтенданта колонии он служил его врио, он был там лишь в статусе местного священника. Но он умел организовать людей - и организовал их делать фермы, строить дороги, помогать другим. Сам переодевал больных, сам рыл могилы для умерших, сам писал письма и пробивал волонтерскую помощь из Европы и Великобритании.

Он прожил на острове 11 лет, прежде чем обнаружил, что сам подхватил проказу. Когда из-за болезни он не смог работать, он призвал из Европы нескольких католиков-волонтеров, которые под его руководством занялись строительством в колонии, включая постройку приюта для сирот. Фактически потеряв от болезни руку и ногу, он умер в тяжелых мучениях в 1889 году. Ему было 49 лет. На последних прижизненных фото (вверху одно из них. — прим. ред.) он выглядит примерно на семьдесят.

“Ха! Так мы же помним, что Гавайи в итоге колонизировали американцы…”

Совершенно верно. Это, действительно, была грубая аннексия. Но состоялась она через четыре года после смерти отца Дамиена - в 1893 году. И американцы действительно крайне хреново повели себя с гавайцами, в том числе с прокаженными, уничтожив аналогичную колонию на острове Кауаи. Вот только, как я уже говорил, если рассматривать историю Гавайев как противостояние колонизации - отец Дамиен, безусловно, отдал жизнь делу коренных гавайцев. Буквально.

“Вероятно, у гавайцев есть другие герои, та же Лилиуокалани…”

Лилиуокалани, еще будучи не королевой, а принцессой, как-то привезла отцу Дамиену награду - Орден Калакауа I (Калакауа Первый - это, собственно, ее отец, который эту награду отцу Дамиану и определил). Должна была еще двинуть речь, но не смогла - ее просто разорвало стрессом от одного вида несчастных, спасению которых отец Дамиен посвятил себя. Перед смертью отца Дамиена король посетил его лично.

Впоследствии отец Дамиен был канонизирован Католической Церковью. Он был и остается одним из самых почитаемых святых на Гавайях, день его смерти (15 апреля) до сих пор отмечается ежегодно.

“Но почему именно его статуя стоит в Капитолии?”

Потому что так решили гавайцы. Статуи в Капитолии устанавливает не центральная власть - их дарит соответствующий штат.

“А разве не лучше было представить кого-то из собственно гавайцев?”

А его и представили. В 1969 году Гавайи прислали в Вашингтон две статуи. Отца Дамиена и первого короля Гавайского Королевства Камамеа Первого. Обе стоят в Капитолии. По иронии, статуя Камамеа - реалистичный и пафосный мужик в плаще с позолотой. Статуя отца Дамиена - почти абстракция, смешной прямоугольный мужичок в сплошном плаще. Но она намного больше напоминает, собственно, искусство аборигенов.



Так вот, для тех, кто все это осилил. За что я так не люблю “политику идентичности”?

А вы заметили, что все эти вопросы выше - следствие расистских предубеждений?

Именно расистских. Не в значении “ненависти к какой-то расе”, а в значении “предубеждение к какой-то расе”. Не зная биографии человека, комментаторы заведомо определили ее, исходя из его цвета кожи и места рождения. Определили неправильно. Фактически, спроецировали на него собственные предрассудки. Раз белый и европеец - должен быть угнетателем, должен быть поработителем, должен быть ненавидим местными, и уж в любом случае не имеет права представлять местных как национальный герой. А местные, соответственно, должны чувствовать себя угнетенными им да униженными.

Но так получилось, что местные забыли спросить.

Отдельная ирония в том, что если смотреть с точки зрения гордого коренного гавайца, это Окасио-Кортес, конгрессвумен от США - представитель оккупантов и поработителей. А отец Дамиен - как раз наоборот. И пытаясь решить за гавайцев, кто должен быть их героем (не попытавшись даже разобраться в их истории), именно она ведет себя, как обычный колонизатор, глупый и наглый.

И получается так. Жил человек. И человек отдал всю свою жизнь до остатка для того, чтобы спасать людей с другим цветом кожи на далеком-далеком острове на противоположном конце земного шара. Очень сложно найти в истории личность, настолько далекую от расизма, насколько от него был далек отец Дамиен. Даже в современной - а на дворе стоял 19-й век.

Но почтение к нему потомков тех, кого он спасал, оценивается как расистский перекос. Потому что у него цвет кожи не тот, да и пол подкачал.

Политика идентичности множит на нуль все твое личное усилие, все твое самопожертвование, даже если оно приняло героические, выдающиеся масштабы, все то, что ты делал, и даже все то уважение, которое ты завоевал у народа, ради которого жил и сражался, равно как и мнение самого этого народа. Для нее важны лишь твои врожденные свойства.

Как, собственно, для любого расизма.

Victor Tregubov

Tags: Интересное, Полезное
Subscribe

  • Арахамия с гранатой

    Яркая звезда Пэктусана. Нежно любимый отец. Центр Партии Давид Арахамия на "Украина 24". "Даже если бы не могли обслуживать вооружение, мы могли бы…

  • Мир таки сходит с ума

    В Калифорнии, Колорадо, на Гаваях, в Орегоне, Вермонте и Вашингтоне 1 июля вступили в силу требования, ограничивающие уровень потребления энергии…

  • Пинжак - это главная хформа. Хформы нету и человека нету (c)

    Зеленський вніс як позачерговий законопроєкт про Великий державний герб України. — Володимиру Олександровичу, там акція буде! Щодо вагнерівців!…

promo ibigdan Грудень 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Арахамия с гранатой

    Яркая звезда Пэктусана. Нежно любимый отец. Центр Партии Давид Арахамия на "Украина 24". "Даже если бы не могли обслуживать вооружение, мы могли бы…

  • Мир таки сходит с ума

    В Калифорнии, Колорадо, на Гаваях, в Орегоне, Вермонте и Вашингтоне 1 июля вступили в силу требования, ограничивающие уровень потребления энергии…

  • Пинжак - это главная хформа. Хформы нету и человека нету (c)

    Зеленський вніс як позачерговий законопроєкт про Великий державний герб України. — Володимиру Олександровичу, там акція буде! Щодо вагнерівців!…