Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

Почему мы садимся в самолёт именно с левой стороны по ходу движения?

Казалось бы, двери есть с двух сторон, да и какая нафиг разница? Но история вопроса на несколько тысячелетий старше гражданской авиации.



На заре своего развития гражданская авиация перенимала много привычек, терминов и даже примет из судоходства.

На корабли тоже принято всходить слева. Сейчас так делают не всегда и просто по традиции. А раньше это было не суеверием, а вопросом удобства.



Это потому что на современных судах есть Судовой Руль - огромная железная пластинка, болтающаяся прямо за подводным винтом.

Набегающий поток воды направляется в сторону вдоль пластины руля, а само судно по закону сохранения импульса поворачивается в противоположную сторону



Судовой руль - штука очень тяжёлая, ведь у набегающего потока огромная тяга.

Чтобы вращение штурвала привело к повороту руля - недостаточно было просто привязать тросики к штурвалу.
Нужно было гидравлическое или электрическое усиления руля. А изобрели его не так давно.



Поэтому до изобретения гидроусиления руля поворачивали не штурвалом и судовым рулём, а судовым веслом - отдельным широким веслом ближе к корме судна.

Как можно видеть, рулевое весло висит не прямо по центру на корме (как руль), а сбоку.




Маленькими лодками можно рулить и по центру с кормы. Но вот с большими кораблями такое не прокатит - нужно много сил для вращения таким веслом. А значит, рулевому нужны скамейка и упор, как для обычного весла.

[Подождите, самолёты уже совсем скоро!]

Вот именно из-за того, что нужен упор и рулевой должен сидеть на скамейке - рулевое весло и свешено на бок.

Ну конечно, на правый. Большинство людей - правши. Большинство моряков, значит, тоже. Правая рука более сильная - ею и надо ворочать огромное весло.

Правый борт, занятый рулевым веслом называется Штирборт (от голл. stuur - руль, а оно от скандинавского stýri).

Другой же борт, левый, называется Бакборт. Этот борт был свободен ото всяких торчащих вёсел. А значит, им полностью можно было пришвартоваться!

Вот, уже чувствуете, откуда ветер дует?



Давайте маленький промежуточный итог, а потом резко вернёмся к самолётикам:

Из-за того, что матросы, как и все живые люди, были правшами, корабли раньше швартовались левой стороной, свободной от рулевого весла.

Сейчас так уже делать необязательно, но по привычке иногда делают

Возвращаемся к самолётам.

На заре авиации вообще было всё равно, с какой стороны садиться: самолёты были похожи на тележку с вентилятором, и можно было хоть сальтухой прыгнуть в "салон" сверху.



Но определённости добавила разработка первых самолётов-амфибий.

Судовые рули уже изобрели, но привычка садиться слева ещё не была забыта. Вот и первые самолёты-амфибии по привычке швартовали к причалам слева.



А вслед за ними - и обычные самолёты принимали пассажиров слева.

Но обращаю внимание: это ещё не стандарт! Так делали просто по привычке и ничто не мешало с таким же успехом сажать пассажиров справа: двери были по обе стороны.



(кстати, тут позволю себе очевидную ремарку: в наше время сажать пассажиров сразу с двух сторон бессмысленно: время посадки от этого не уменьшится, ведь скорость посадки всё равно ограничена шириной прохода. ваш КЭП)

Принимать же решение о том, с какой конкретной стороны сажать пассажиров пришлось в 40-х годах, когда сложился авиатрафик и аэропорты стали отправлять по несколько десятков рейсов в день.

Бардак в этом вопросе приводил к хаосу: пассажиры сбивали грузчиков, а экипаж терялся.



Ну а так как было не принципиально, поступили по привычке: пассажиров стали сажать слева. А складывать багаж и вносить бортовое питание - справа. Вот до сих пор так и живём.



Но есть и исключения.

В этом году на Фарерах нас высаживали на трап через правую дверь А320. Справа садился и в BN-2 Islander - но там вообще двери на каждый ряд в шахматном порядке.

А ещё есть Як-40 с хвостовым трапом...



Но всё это - исключения, когда в аэропортах небольшой трафик, а багажа немного или он вносится вручную самими пассажирами. В больших аэропортах такие самолётики обычно паркуют на дальнюю стоянку, чтобы они не создавали хаоса на основной рампе.

Такие вот дела.

Так что если вкратце - мы садимся в самолёты слева, потому что большинство людей правши. Были бы левшами - садились бы справа.

Кстати, внезапный факт в конце треда. Я левша.

@3,5 Антøна

Tags: Интересное
Subscribe
promo ibigdan december 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments