
В продаже наборы "объемных" появились в конце 70-х. Хотя нет. Как все качественное, в продаже их было не найти. Поэтому они быстро стали одним из вариантов детской свободно конвертируемой валюты, наряду с обертками от иностранной жвачки и банками из-под импортного пива.
15-сантиметровые пластмассовые скульптуры с фантастическим уровнем детализации и реализма разительно отличались от всего, что предлагала советским детям советская же игрушечная промышленность. Настолько разительно, что было очевидно: это "made in не наше". Тем удивительнее было узнать, что "объемных" производила Донецкая фабрика игрушек. "Ну ведь могут же, если хотят", - цокая языками, говорили наши отцы, вертя "объемных" в руках. Ан нет, отцы. Не могут.
Технологию и формы СССР купил в 1975 году у британской фирмы Dunbee-Combex, которая, в свою очередь, владела легендарным американским производителем игрушек Louis Marx Toys.
Сделка случилась от отчаяния. Дело в том, что в 1971 году на XXIV съезде КПСС решили увеличить в СССР выпуск детских игрушек. Сейчас это, возможно, звучит сюрреалистически, но производственные вопросы в Стране Советов так и решались.
Прошло почти 5 лет. Весной 1976 года должен был состояться XXV съезд, на котором партийным функционерам нужно было отчитываться о выполнении решений предыдущего съезда. Ну ладно, не получилось за пятилетку наладить мир во всем мире. Но наладить производство детских игрушек?..
Вот и пришлось напрягаться впопыхах структурам советской внешнеэкономической деятельности. Почему задание на производство досталось именно Донецкой фабрике - неизвестно. Думаю, такой вопрос задавать советской системе планирования заведомо нелепо. Тем более, что благодаря этой системе "объемных" нельзя было купить ни в Северодонецке, откуда я родом, ни в Донецке, где их производили. Предположу, что основные запасы дефицитных игрушек прятались по закромам всякими завскладами и завмагами, а если где и попадали в свободную продажу, то в каких-нибудь далеких горных аулах и стойбищах оленеводов.
Говорят, нынче такой набор можно купить гривень за 500-600. Побаловать себя, что ли?
Ратнер Александр
Journal information