Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Category:

Дорога, вымощенная благими намерениями

Кажется, нашла промежуточный ответ на вопрос "почему на нашей территории всё всегда через жо...". И он многим не понравится.

Мы (условное обобщение) привыкли быть добренькими. Понимающими. Прекраснодушными. "Разговаривать". Твердить про "ах, надо достучаться" и "ах, надо понять".

Привычка быть добреньким удобна — она создает ощущение чистой совести, формирует позицию "я хороший, не то что остальные", защищает ("я не то что эти скандалисты, я милый, смотрите"). Правда, "добренький" при этом отказывается понимать, что его "доброта" — за счёт социума, да и будущего в целом.

"Непокаране зло та розуміння (из благих соображений, конечно же) злочинців, навіть маленьких, веде до зростання зла", — пишет знакомая, недавно переехавшая в Польшу.

И иллюстрирует этот тезис историей из крупного магазина, в котором работает. Несколько месяцев в магазине фиксировались случаи воровства. Руководство на нервах, но проблему не озвучивает, поскольку кто вор — неясно, прямых доказательств нет; сотрудники, каждый, чувствуют себя не в своей тарелке, поскольку к ним относятся с подозрением.

Поскольку вор не найден, проблема нарастает.

Дело доходит до того, что у одного из сотрудников крадут банковскую карту с зарплатой. Тут уже не промолчишь, менеджер магазина, полячка, берет пострадавшего продавца (девушка тоже недавно эмигрировала из Украины) за руку и ведет в полицейский участок писать заявление.

Когда они возвращаются, воровка находится сама.

Женщина, полячка, коллега и вроде бы даже подруга пострадавшей. Она отдает карту, плачет, падает на колени, кается, просит забрать заявление, рассказывает, что лечится от наркозависимости и, если делу дадут ход, у нее могут забрать детей.

И вот тут происходит цивилизационный разлом.

Поляки. Все как один настаивают, что заявление забирать нельзя. Потому что зло должно быть наказано. Потому что без наказания оно продолжалось месяцами и нарастало. Потому что воровка даже не подумала о том, на что будет жить ее коллега следующий месяц и за что она будет кормить собственных детей. Потому что тот факт, что в конкретном случае воровка испугалась и покаялась, не отменяет других возможных инцидентов — и где-то, может, без банковских карт и денег остались другие люди.

Украинцы (эмигранты). Тоже все как один настаивают, что надо войти в положение, "понять-простить-пожалеть-одетяхподумать" и заявление забрать.

* * *

Я думаю, этот цивилизационный разлом и есть то, что отличает изломанных коллективной выученной беспомощностью _нас_ от жителей цивилизованных стран.

Пока мы сохраняем прекраснодушие и твердим про понимание и необходимость достучаться, зло будет нарастать.

Прекраснодушие оправдано и допустимо лишь в одном случае: если у общества достаточно ресурсов, чтобы защитить себя. Если (условно) общество готово немедленно компенсировать продавцу потерянную банковскую карту и сумму на ней, и после этого на избытке ресурсов заняться вдумчивым перевоспитанием вора.

Но если общество не готово. Если обворованная девушка остается без денег и с моральной травмой. Если её же при этом пинают "ты должна понять, войти в положение, забрать заявление, а иначе ты нехорошая". Значит, каждый, кто призывает "понять-простить-достучаться", по факту играет на стороне зла.

Собственно, основной вывод. Избыточная толерантность, на которую по факту нет ресурсов, — вот то, что разрушает нашу цивилизацию. Потому что условное зло вопросами толерантности как раз не озабочено. Своей толерантностью и требованиями "понять-достучаться" вы по факту бьете условное добро. Его и только его.

Екатерина Комиссарова

Не смотря на то, что я это запостил, я не совсем согласен с автором (авторкой). Спор этот стар как мир, называется "Справедливость vs Милосердие" и это именно тот тип спора, в котором истина где-то посредине. Потому что, во-первых, что там скрывать - все мы хотим, чтобы справедливость применяли к другим, а к нам справедливость если мы правы, и милосердие, если мы накосячили. И тот, кто сейчас будет возражать насчёт "я не такой", просто не оказывался в ситуации, когда совершил серьёзную ошибку и был бы рад милосердию вместо справедливости.

А во-вторых, наша цивилизация (ну ок, пока ещё не "наша", но мы туда хотим попасть) зиждется на этих двух столпах, и ни один убирать нельзя. Автор справедливо замечает, что на милосердие (которое она неверно называет "толерантностью") нужны свободные ресурсы. Но на справедливость, как ни странно, тоже нужны ресурсы, и вдобавок не меньшие - вспомните, сколько стоит реформа полиции и судебная реформа, и почему они так и не завершились. Потому что вопрос не столько в деньгах, сколько в огромных изменениях, которые должны произойти в обществе. Это тектонические сдвиги, и они стоят кучу времени, которое ни за какие деньги не купишь.

Tags: Полезное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ibigdan декабрь 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

Recent Posts from This Journal