Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

Мнение: только ли власть виновата в пробках?

Киевские пробки давно стали притчей во языцех. Левый берег и мосты через него. Центр. Набережная. Заезды в столицу. С остановкой метро все эти хронические болезни Киева полезли наружу.



Но заторы на дорогах, конечно же, не прерогатива киевлян. Все мегаполисы растут вверх и уплотняются, потом рассыпаются к окраинам в таунхаусы и одноэтажную застройку.

Люди попроще тяготеют к вертикальной застройке в недорогих спальных районах.

Чуть успешнее стараются жить поближе к зеленой зоне за городом и отсутствию шума и смога.

У кого хватает бюджета на загородный особнячок ведут «кочевую жизнь» и тратят полтора часа жизни в автомобиле.

Процесс урбанизации замедлился и трансформировался, но далеко не закончился. В каком крохотном городе вы бы сейчас не жили – его все равно приедет покорять кто-то из глубинки. На уровне столицы это означает треть населения области, которые сигналят в пробках и висят в час-пик в автобусах по дороге к месту приложения работы.

Растущие города спутники. Пригороды, которые съедают все природное пространство вокруг, включая лесопосадки и леса. А потом удивленно хлопающие глаза: «Откуда пылевая буря в Киеве»?

Эстакады, несколько уровней дорог и развилок, выхлопные газы и вся таблица Менделеева в приоткрытом окне. Больше стресса, больше двух часов в пробках каждый день, больше лишнего веса и гиподинамии.

Плюс «бегство успешных» – все кто может позволить себе убить 70-150 тысяч долларов на загородную дачу с землей и несколько тысяч на обслуживание авто, живут вне столицы. Пока в спальных районах расцветает поздняя культура мерчендайзеров, семечки и корточки, с закладками и ростом криминала.

И еще добрая треть города банальные заложники автомобиля. Который обойдется вам в свою стоимость в ближайшие 4 года – на амортизацию, бензин, комплекты резины, страховку, парковку и отличную аудиосистему, слушать мотивирующего тренера, чтобы не поехать кукушкой на мосту утром.

И это незабываемое ощущение, когда тянешься в пробке по дороге в спортзал и когда доберешься туда через час будешь в гребном тренажере имитировать работу на веслах, чтобы потом еще час пострадать от гиподинамии в автомобиле.

Куда поставить машину?

Кто в баре будет пить, а кто поведет?

Договориться перебрать двигатель – близится капитальный ремонт.

Целый культ.

Взамен же пробки и геморрой.

Но опять же, это не прерогатива Киева.

Прямо сейчас стоит Париж – тянется автострада А6, больше известная как шоссе Солей, это артерия которая связывает Париж с французской Ривьерой.



Её максимально пытаются разгрузить с конца 90-ых, даже открыли специальный тоннель в Лионе, который дал просвет между Альпами и Центральным массивом с потухшим вулканом.

Но до сих пор местное движение на обед, накладывается на путешествие отдыхающих на юг и движение из Испании в Нидерланды. И всё. Пробка. С которой не может справиться весь бюджет Парижа.

Прямо сейчас тянется Антверпен – всеми цветами красного пылают кварталы вокруг туннеля Кеннеди под рекой Шельдой. И вроде отдельные ветки для велосипедистов и скутеров, и для железнодорожного движения и легкого рельсового вагончика с туристами, и сразу две ветки для авто.

Но тянется – строили его в горячем 1969 году, тогда и подумать не могли что у семьи с домом на колесах может быть 3-4 автомобиля, один для поездки на море с кемпингом, экономичные малолитражки для города и недорогая для подрастающего сына-студента. И что у большинства женщин будут водительские права.

И никакая удаленная работа, никакие легкие монорельсовые вагончики и общественный транспорт проблему не решат. Потому что надо сносить все и строить новое – лезть на 15 метров под русло реки, расширять тоннель, расширять горловину, а там кругом кафе на воде, исторические кварталы и цена квадрата земли как крыло от самолета.

Растет плотность населения, растет субурбанизация, растет трафик авто – это отлично видно на примере северо-западной Европы.

Тот же Утрехт, со своим Старым городом, каналами, достаточно плотным трафиком и 320 тысяч населения, который просто вырос из себя, как змея выросла из своей шкуры.

И какой выход нашли жители Утрехта? Половина всех поездок в центре осуществляется ими на велосипедах. Половина!

Это, конечно, не Копенгаген, где велосипедов больше, чем населения, но тоже вполне достойно. И власти реагируя на количество двухколесных коней, начали строить парковку на 13 тысяч мест.



Взять тот же Берлин. Менталитет немцев, первыми получившие в Европе «народный автомобиль» доступный каждому, и их роскошные дороги. Одна из лучших экономик в Европе. Достаточно жесткая зима – вряд ли особо теплее Киева.

И что? 20% поездок в пригородах. Растет количество покупок электробайков, самокатов, моноколес и прочей экзотики. Почему? Потому что жизнь заставляет.



Скорая и тревожные службы едут в пробках долго, палить бензин дорого, нервы лечить еще дороже. Первыми пересаживаются на велосипеды полицейские – как произошло в Киеве в 2016. Потом доставка и курьеры. А потом жители пригородов.

Да, властям тоже нужно шевелиться – снижать скоростной режим знаками и штрафами, открывать мосты только для велосипедистов, пешеходов и рельсового транспорта, вкладываться в инфраструктуру и муниципальный прокат.

Например, соединить более менее удобный маршрут с Европейской площади на Троещину с остальными огрызками, создавая единую сеть.

Но все начинается снизу. Люди покупают стрелковое оружие, держат настрел, организуют ассоциации, открывают клубы – вот вам Балтийские или польские общества содействия обороне.

Люди покупают велосипеды, сотнями приезжают на них в кафе или магазин – частный бизнес строит парковки и ставит охранные камеры. Это работает так.



У нас же может 2-3% поездок осуществляется велосипедами. В стране на 38 млн человек – едва миллион велосипедов.

Если учесть, что львиная доля транспорта это села, то в Утрехте двухколесных столько же, сколько в 3,7 млн Киеве.

Но при этом любой, кто заработал несколько тысяч долларов, считает нужным взять себе “бляху” – автомобиль, который дешевле пригнать в Украину, чем утилизировать согласно правилам ЕС.

Чтобы потом лежать под ним и узнавать сколько стоит оригинальная рулевая рейка, и что иметь машину, ездить на ней каждый день и обслуживать ее амортизацию – три разные опции.

Что это – особенности менталитета, пережиток совка, когда иметь иномарку считалось престижным, отложенное потребление после десятилетий кризиса?

Трудно сказать в рамках короткой статьи.

Умирать от болезней цивилизации (сердечно–сосудистых, сахарного диабета, онкологии) на десять лет раньше остальной Европы, задыхаться в пробках и тратить на обслуживание “блях” тысячи долларов, но упорно придерживаться идеи, что б/у авто лучшее вложение – это как минимум странно.

Особенно на фоне стоящего метро, теплой зимы и опыта решения с трафиком гораздо более заселенных городов западной Европы.

Байк, велосипед или электрический самокат, возможно, не решит многих проблем, но точно сделает человека здоровее и мобильнее.

Не обязательно до работы, но даже внутри района и массива.

Так что начиная ежедневный плач про то, что город заперт и все плохо, и вставляя властям виртуальный пистон, стоит вспомнить и о другом конце палки.

Пора наконец понять, что многие из нас заперты и законсервированы только в своей голове.

Кирилл Данильченко

Tags: Интересное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ibigdan декабрь 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal