?

Log in

No account? Create an account
ЖЖ Украина

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети


Предыдущий пост поделиться Следующий пост
ЖЖ Украина

Сейчас буду замахиваться на святое

На то, что должен знать каждый образованный человек. Я имею в виду программу средней школы, причём именно базовую, то есть то, что полагается изучать всем — и физикам, и лирикам. Ценность значительной части этой программы не то чтобы равна нулю, но очень низка.

Химические свойства сульфатов, климатические условия Индокитая, проблемы нравственности в творчестве Тургенева, формула синуса двойного угла, признаки отряда непарнокопытных — всё это вы изучали в школе. Среди моих читателей немало окончивших школу с медалью. Вы всё это знаете? У меня была золотая медаль, но я не помню и половины. Что-то может стать профессиональной специализаций, ещё что-то — сферой любительского интереса, но большая часть всего этого — балласт.

Часто говорят, что школа учит учиться, прививает прилежание. Я сейчас даже не стану обсуждать, какие именно подходы к учёбе и вообще труду закладывает типичная школа в странах бывшего СССР — списывать, работать на оценку, «сдать и забыть», делать всё в последнюю ночь, заниматься не тем, что интересно, а тем, что спустили сверху.

Меня сейчас волнует другой аспект. Ведь если школа — это всего лишь тренировка самого процесса, то с этой точки зрения не очень-то важно, что именно изучать. Тогда почему именно это? Если уж мы принимаем постулат о том, что детям просто необходимо провести не меньше десяти лет жизни, что-нибудь изучая, то, может быть, мы можем выбрать то, что принесёт максимальную пользу?

Вот мои кощунственные предложения. Большинство предметов, изучаемых сейчас в старших классах, нужно безжалостно урезать. Физику, химию, биологию, географию объединить в предмет «естествознание», где давать лишь основы всего. Убрать из курса математики основы матанализа — всё равно в отрыве от физики никто не понимает, зачем это нужно и в чём смысл нахождения площадей под какими-то графиками.

Убрать из курса литературы книги, которые можно оценить по достоинству, когда тебе 30-40 лет, а таких там чуть ли не большинство. В общем, много чего сократить. Я не против всевозможных классов с углублённым изучением, скажем, физики для тех, кому это интересно, и у кого получается. Я сейчас говорю об обязательном минимуме для всех, то есть о том, сколько физики должны знать «гуманитарии», и сколько истории — «математики».

Скажете, каждый образованный человек должен знать то, на что я тут покушаюсь? А почему именно это? Сейчас я вам перечислю несколько других вещей, которые хорошо бы знать образованному человеку, но которые в школьную программу почему-то не входят. Об этом вторая часть моих кощунственных предложений: что же преподавать в школе вместо всего перечисленного.

Во-первых, основы психологии. Взрослые, образованные люди должны уметь называть свои эмоции, распознавать эмоции других, знать, что такое манипуляции и уметь им противостоять, понимать, что такое личные границы, обесценивание, созависимость. Всё это очень полезно вне зависимости от того, интересуется подросток математикой или литературой.

Во-вторых, основы экономики. Взрослые, образованные люди должны понимать, откуда берётся зарплата, что такое налоги, уметь выполнять расчёты с процентными ставками, понимать в общих чертах, как устроены лотерея, финансовая пирамида, коммерческий банк, акционерное общество. Опять же, жить в мире, приводимом в движение экономикой, придётся всем без исключения.

В-третьих, нужно сильно расширить и разнообразить программу уроков труда. Взрослые, образованные люди обоих полов должны уметь вешать полочки на стены из различных материалов, готовить разнообразную здоровую пищу, знать, как стирать одежду из хлопка или шерсти, как сделать, чтобы не капало из крана, и уметь пришивать пуговицы. Всем полезно? Всем, у кого нет прислуги.

В-четвёртых, нужно культивировать умение работать с информацией. Взрослые, образованные люди должны знать, как проверять факты, как распознавать надёжные источники, уметь находить и читать научные публикации, делать и пользоваться рефератами (очень жаль, что нынешняя школа девальвировала реферат до ругательного слова, означающего «текст, который скачивают и сдают преподавателю для галочки»), понимать, чем колонка редактора отличается от пресс-релиза, а диссертация — от научно-популярной книги, распознавать когнитивные искажения (это вообще отдельная большая тема). Мир был бы совсем иным, если бы все владели этими основами.

В-пятых, английский язык (именно английский, а не какой-то другой) нужно преподавать так и в таком объёме, чтобы для выпускника школы не было проблемой поехать учиться на английском языке в иностранный вуз, вести деловую переписку, не говоря уже о таких пустяках, как заселение в гостиницу. Это вполне реально и во многих странах Европы осуществляется на практике. В XXI веке это полезно всем без исключения.

А как вы считаете, что полезно знать и уметь выпускникам школы? Что бы вы добавили в школьную программу, а что исключили из неё?

Алексей Фельдгендлер


promo ibigdan december 3, 2007 00:08
Buy for 1 500 tokens
Если вы хотите сделать хорошую рекламу вашему продукту или услуге - вы зашли по адресу. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее количество просмотров на каждый пост - 50 тысяч, среднее количество просмотров блога в месяц - 4-5 миллионов. Изучить аудиторию блога в разных разрезах можно в…

bo_tales 27 августа, 7:35
Я бы еще физкультуру пересмотрел бы. Потому что то что сейчас называют физкультурой сродни чуть более продвинутому варианту детсадовских прогулок и копания совочком в песочнице.

О! И да - обязательное изучение основ ПДД. Именно с точки зрения пешеходов и взаимодействия их с автомобилистами. Не детский лепет а-ля "красный-стой, зеленый-иди", а что, как и почему. Что пешеход в первую очередь должен быть ПРЕДСКАЗУЕМ, а уж потом все остальное. А то "пешеход всегда имеет преимущество" - дурной миф, за который уже поплатились сотни тысяч.

anonimous 27 августа, 8:10
А как насчет тщательного изучения понятия "максимальная безопасная скорость автомобиля в заданных погодных условий"?

peregrevs 27 августа, 7:38
Версификация без оценок. Написал, молодец - 5. Очень помогает потом излагать мысли и устно, и письменно.

salkat 27 августа, 8:41
Без оценок попытались обойтись уже. Обнаружили что дети, выростают инфантилами. Они не понимают, что хорошо оплачивается хорошо сделанная работа, а не просто приход в офис

yegork 27 августа, 7:39
Отлично!
Особенно английский – просто бесит.

Например: у меня друг в Днепре получил второе экономическое образование, на вопрос – "MBA?" ответил – "Нет, потому-что английского не знаю".
Кому он, блин, в мире нужен, с двумя высшими образованиями, без английского?!

Я из Израиля – у нас английский – обязательный предмет школы, а высшего образования **никакого** нельзя получить без английского вообще: кроме обязательных экзаменов на владение языком, половина литературы и статей (а в некоторых областях и процентов 80) только на английском.

e_1_off 27 августа, 7:41

Тут главная проблема не что преподается, а как. Наши учителя в большинстве своем просто начетчики, требующие от учеников механического запоминания и воспроизведения информации жесткий диск стайл. Естественно, таким образом "изученная" информация надолго в голове не задерживается.


maestros_bay 27 августа, 7:42
Разумное зерно тут есть

dekhannn 27 августа, 7:44
уроки СЕКСА жизненно необходимы )))

Edited at 2019-08-27 07:45 (UTC)

ugryumy 27 августа, 16:00
Бггг. Точно.
Чтобы у парней как минимум не возникало чувство неполноценности после просмотра порнушек. :))))))))))))))

natali_ya 27 августа, 7:47
Я считаю, что самое главное, что должны уметь выпускникам школы, это - мыслить и самостоятельно приобретать знания.
Это значит, уметь находить нужную информацию, отделять главное от второстепенного, находить причинно-следственные связи, анализировать предметы и явления... В общем, всё, что относится к процессу мышления. Потому что мир сейчас развивается так стремительно, что предсказать, какие именно знания понадобятся человеку через 30, 20 и даже 10 лет, невозможно. А значит, упор нужно делать не на приобретении тех или иных знания, а на умении учится и переучиваться самостоятельно. То есть, я бы ставила вопрос не так: что следует включать в школьную программу, а что из неё убрать, а КАК преподавать.

o_o_a 27 августа, 7:52
"математику нужно учить прежде всего потому, что она ум в порядок приводит", - це сказав Ломоносов, і він говорив про логічне мислення. Фізика і хімія розвивають образне мислення та вміння проводити причинно-наслідкові зв'язки, навіть якщо ви не пам'ятаєте число Авогадро, що таке моль і куди його приткнути. Це ж робить й історія.

Не зводьте освіту до запам'ятовування фактів і їх практичного застосування.

chlorian 27 августа, 8:08
Всі, хто заряджав воду і креми перед телевізором, купував "білети ао ммм" і голосував за зеленського, вчили в школі математику. Практика - критерій істини.

А в дореволюційний шкільний курс входила ще й логіка з риторикою, і це було б цінним зараз. Бо народ в своїй масі плутає логіку із здоровим глуздом та побутовою кмітливістю і вважає, що логіка не наука, вчитися їй не треба, і що вона притаманна кожній недурній людині. За де Моргана, силлогізми і квантори знають одиниці.

chlorian 27 августа, 7:55
Да факт, что курс "как избежать наебки и самому стать наебывающим" с обязательной практической работой в цыганском таборе, с продавцом пылесосов и с предвыборными материалами вакарчука как-то полезнее разложения котангенса от дробной степени. Последнее освоить проще, а ущерб от невежества в первом может быть таких размеров, что...

flaming_beara 27 августа, 7:56
В первой половине собиралась взорваться, дошла до второй половины и согласилась :)
Пересмотр того, что должен знать "каждый образованный" просто необходим. Особенно в области литературы, психологии, экономики, да и физики, чо уж там.
Но вот насчёт балласта знаний не согласна. Тут больше мне позиция Духлия близка, что не нужна тупая зубрежка, ребёнок должен понимать, зачем ему понадобятся те или иные знания. А то сначала давайте отменим в школе биологию, я в писатели пойду, она мне не пригодится, а потом ржём над дурочками, спрашивающими на форумах, можно ли залететь от минета, и над некоторыми там конструкторами вундервафель, не догадывающимися о воздействии радиации на организм.
Ну и лично для меня в школе разные предметы были пробниками своего рода. Мои родители с младенчества нацелили меня на определённую профессию. Мог ли меня в 6 лет интересовать какой-то предмет, о существовании которого я не подозревала? Нет, конечно. Именно в школе я узнала про альтернативу. Но если бы родители сразу отправили меня в узкоспециализированную школу - ну... Получился бы из меня хреновый специалист и несчастный человек, мучающийся на нелюбимой работе.

rhat2017 27 августа, 8:11
вот не знаю насчет 6 лет, но в 8 во втором классе я уже поняла - зубрежка - не мое. Я не могла выучить даже стишок. Не то что какую-либо прозу.

В результате все предметы которые можно было понять - я знала отлично - а то что зубрить - литература, история - на 3 с огромной натяжкой. Я просто не могу запоминать бессмысленную информацию.

при чем читала-то я много, и могла писать шикарные сочинения. Но только по тем текстам, что мне понравились. А не по Маяковскому....

bycat 27 августа, 7:56
Вот вот. Когнитивные искаженияю Они самые.
Что такое налоги, откуда берется зарплата и прочая социоэкономика. для этого достаточно, например, на мой взгляд, одного-двух уроков. О чем там говорить?
Психология? Собствено школа этим 10 лет и занимается. 10 лет практических занятий :)
Умение работать с информацией? На мой, например, взгляд это совершенно устаревший навык, сродни умению курить кальян. И приблизительно с такой же пользой для индивидуума. А вбить в головы тезис о том, что избыток информации вреден так же как и избыток алкоголя и прочих наркотиков, школе точно не удастся. По той же причине, что и с алкоголем.
Да. Современная школа - не фонтан. Но предлагаемая альтернатива ничуть не лучше.

rhat2017 27 августа, 7:59
очень правильный подход.
я бы еще обязательным курсом ввела черчение/деловодство - в том минимуме, чтобы понять что нарисовано в инструкции и правильно написать заявление.

Вот нас помню - с первого класса заставляли правильно оформлять написанный текст - по математике - все по клеточкам: 2 клеточки вправо, одна вниз.....

физкультура - да печально - у меня только в одной школе была нормальная: у нас было 2 тренера - девочки -мальчики. каждая четверть - первая легкая атлетика, вторая - игры в зале, третья - гимнастика, четвертая опять легкая атлетика...
сейчас предметов вполтора-два раза больше. И в результате ничего не знают.
дунь учебный (субботу) убрали предметов самых дурацких добавили.

rhat2017 27 августа, 8:06
я бы все предметы разделила на 4 группы равные по продолжительности и важности:
1 точные - математика (без высшей), физика, химия - в пределах бытовых повседневностей, биология, БЖД...
2 гумманитарии - правописание - литература факультативно, общая история, география и такое разное типа психологии.
3 Иностранные языки - минимум 2.
4 творчество, домоводство, физкультура.

tank_ua 27 августа, 19:12
вилкомен в бундес)) вы изобрели велосипед))

neamoon_trvlr 27 августа, 8:08
С английским правильно. Вот только в Европе это не везде делают. Во всяком случае, я не замечал, чтобы все повально говорили по-английски где-то кроме Нидерландов.

yohaha 7 сентября, 17:25
в англии неплохо говорят

d_nielli 27 августа, 8:09
похуй. школа в большинстве случаев нужна только для того, чтобы ребенок меньше шароебился на улице в компании таких же балбесов как он сам. Знания, которые дает школа вообще нахуй не нужны - все эти изо, физо просто увеличение часов времяпрепровождения в стенах школы. Высшее образование должно быть платным, возможно в кредит, поступление - с минимумов экзаменов, чтобы отсечь тех, кто говорит с ошибками. Стипендии нахуй убрать. Охуенным студентам давать гранты на обучение. Остальные пусть пиздуют работать в макдональдс - один хуй я начиная с третьего курса не видел на занятиях более 50% потока.

Бесплатно можно получать или военное образование, или критически нужные - по типу хирург и т.д., или критически важные рабочие, если экономике они реально нужны. Но мы все знаем что нашей экономике вообще нахуй никто не впал. Остальные специальности только платно, а то эта блядь хуйня которой зовут бесплатное образование может производить на свет говноспециалистов, способных только на то, чтобы в Польше клубнику собирать.

rhat2017 27 августа, 8:19
вот из таких школ появляются люди не могущие проводить элементарные действия с процентами....

меня школа научила многому что сейчас постоянно требуется:
- я могу правильно по ЕСКД оформлять техническую документацию (у меня у одной по начерталке было отлично в первом семестре - остальные не знали элементарного)
- я хорошо шью
- я вполне прилично вяжу
- я могу повесить шкафчик
- я могу заменить розетку и даже собираюсь в ближайшее время заменить электропроводку в квартире.

весь груз знаний полученый мной 40-50 лет назад помог мне разобраться с новой техникой и элементарный ремонт компьютера я делаю сама.
И я даже знаю и понимаю, что сетевой удлинитель НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО обжимать строго по правилам, а можно в любом порядке - главное сохранить пары, и оба конца в одинаковом порядке....