
Но любопытно, что одной из принятых деклараций в будущем следовали довольно пунктуально. Это была декларация о неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле. Там тоже свои нюансы были и есть, начиная с "берданок", которые использовались русскими в Первую мировую войну, финнами во вторую, но в целом — экспансивные пули в войнах обычно не применяются, поскольку это негуманно.
А любопытно это тем, что травить людей газом или "метать снаряды и взрывчатые вещества с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов" тоже негуманно, и с этим все согласились, и продолжили это делать дальше, положив на все конвенции и декларации.
Но мы отвлеклись.
Экспансивные пули в военных действиях обычно не применяются. В отличие от полиции, спецназа, и конечно же, всеми нами любимой самообороны. Вот в таких делах нет ничего лучше, чем экспансивная пуля, которая в теле раскрывается как цветок, ромашка, или василёк (зависит от конструкции) — и если и выходит наружу, то оставляет в человеке дырку размером с небольшое блюдце.
Вам кажется, что это очень плохо. Но это очень хорошо. Потому что экспансивная пуля не летит дальше, и не убивает стоящего за злодеем невинного гражданина. Даже если он голосовал за Зеленского. Даже если за потомственного бизнесмена Мишеля Терещенко.
Но в военных действиях экспансивные пули не применяются, как я уже сказал. Хотя кое-кто в 1899 году на конференции их пылко защищал. Не будет показывать пальцем, но это были британцы. Интеллигентные усатые лорды, приятно пахнущие имперскими колониями и джином, яростно отстаивали необходимость делать в людях дырки как можно большего размера.
И вот всё это, что я написал, ведёт исключительно к возможности процитировать речь британского представителя на Первой Гаагской конвенции сэра Джорджа Ардо:
«Противники, снова и снова неоднократно прошитые нашими новейшими пулями малого калибра, оставляющими маленькие аккуратные дырочки, тем не менее бросались в атаку и переходили в рукопашную. Необходимы средства, чтобы их остановить.
Когда в цивилизованного солдата стреляют, он понимает, что он ранен, и сознаёт, что чем скорее ему будет оказана медицинская помощь, тем скорее он поправится. Он спокойно лежит на носилках и его уносят с поля боя санитары, чтобы перевязать.
В то же время фанатичные варвары при таком же ранении продолжают бежать вперёд с копьём или мечом в руке, и прежде чем вы сможете донести до него, что такое поведение категорически противно нашим представлениям о том, как приличествует себя вести раненому солдату, он уже отрезает вам голову!»
Правда, красноречие сэру Джорджу Ардо не помогло, и экспансивные пули были признаны негуманными голосованием 22 против 2.
Владимир Завгородний
Journal information