Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

Сжечь ведьму и программистов

22 апреля 1941 года Архип Михайлович Люлька получил авторское свидетельство на изобретение двухконтурного турбореактивного авиадвигателя. В сравнении с существующей на тот момент схемой, новая конструкция позволяла увеличить топливную эффективность.

Если очень упрощенно, то традиционный турбореактивный двигатель размещался в корпусе большего диаметра и оснащался входным вентилятором большего размера. Часть воздуха, как и раньше попадала в турбину, а часть — проходила между стенками, которые собственно и образовывали тот самый второй контур. Это снижало скорость воздушного потока (а вместе с тем его температуру и шумность), но позволяло увеличить мощность за счёт увеличения сечения. Проще говоря, чем больше диаметр такого двигателя, тем большей экономичности от него можно добиться. Но даже к 1960-м годам создавать большие и прочные лопатки турбин ещё не научились, поэтому двигатели тех лет были небольших диаметров.

9 апреля 1967 в небо поднялся новый самолёт Боинг — модель 737. В 80-х была представлена его обновлённая версия, известная как 737 Classic. Самолёт был существенно обновлён, особенно в части авионики, но большая часть планера осталась прежней. Для того, чтобы разместить более мощные (и более крупные) двигатели пришлось даже немного приплюснуть их корпуса, придав им характерный вид, похожий на хомячьи щеки. В 1996 году Боинг ещё раз обновляет 737-й, выпустив 737 Next Generation: новые двигатели, авионика и практически тот же, с небольшими изменениями, планер 1967 года.

В конце 00-х Эйрбас (главный конкурент Боинг) начал готовить обновлённую версию своего A320 с более тихими и экономичными двигателями. Новинка получила название A320neo и заинтересовала многих покупателей. Создание обновлённой версии A320 шло быстрыми темпами, так как это более современный самолёт (1987) и модернизировать его проще.

Перед менеджментом Боинга возникла дилемма: создать новый самолёт этого класса, или же ещё раз обновить легендарный 737. Создание полностью новой машины — это сложно, дорого и рискованно в части сроков, особенно, когда проект конкурента уже вырвался вперёд. Но и поставить новые двигатели на 737 тоже не так просто: они банально не помещаются под крылом, ведь как мы помним, чем больше диаметр, тем большей степени двухконтурности можно добиться, а вместе с ней и большей экономичности и меньшей шумности.

В итоге было принято решение не рисковать, а заказать версию двигателя с чуть уменьшенным диаметром, приподнять переднюю стойку шасси, а сам двигатель вынести немного вперёд. Но у такого решения обнаружились побочные эффекты. Важнейший из них — изменение аэродинамики самолёта. Компенсировать эти изменения было решено программным способом, добавив ту самую систему MCAS, о которой сейчас так много пишут. Эта система незаметно для пилотов корректирует отклонение самолёта в том случае, если углы приближаются к опасным значениям.

Система получает показания с единственного датчика и его поломка может привести к тому, что она будет отклонять самолёт даже в ситуациях, в которых это не нужно. Пилоты не были проинформированы о наличии MCAS и были уверены, что управляют все тем же хорошо известным 737-м. Это привело к двум похожим катастрофам, которые начались с поломки датчика и активации MCAS.

Для многих виноватыми в случившемся оказались программисты. В соцсетях стали постить ссылку на страницу вакансий программистов Боинга в Индии. Как, мол, доверили написание критически важного кода людям, которые верят в реинкарнацию?

Но ПО во всех случаях работало в точности так, как было задумано конструктором. Готовящееся обновление не исправляет «ошибки программистов», а меняет параметры работы системы MCAS.

Урок этой трагедии в том, что никакие программные продукты не способны компенсировать отсутствие компетенций и системного мышления. Они могут лишь повысить эффективность, но не быть заменой. Неважно, о чем речь — управлении самолётом, сетью оператора связи или государством, всегда есть соблазн сказать «во всем виноваты программисты».

Вадим Стеркин

Tags: Интересное, Ой всё!
Subscribe
promo ibigdan декабрь 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments