Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Category:

В продолжение темы о новеллах таможни

Вкратце. Таможня решила поднять индикативные цены, причем по некоторым группам товаров в 2,5-3 раза. И отказывается в принципе принимать во внимание реальную цену приобретения. В принципе Дана Яровая в предыдущем посте живописала этот пердимонокль, и на удивление, в этот раз даже цензурно получилось. Я же хочу поговорить о происходящем чуть более обще. Две с половиной группы соображений.

Part one. Смотрите какая получается история. В недрах таможенной службы, а некоторые злые языки утверждают, что в более высоких кабинетах, сумрачный тевтонский чиновничий гений решил побороться с контрабандой и заодно повысить наполняемость бюджета. Идея в принципе хороша. Потому что у нас, по разным подсчетам, мимо таможни идет от 50 до 80 процентов импорта. То есть запас очень приличный. Есть и для пополнения бюджета колоссальный резерв, и работающим легально можно заметно помочь. Так что вроде дело богоугодное.

Но дальше включается чиновничья логика, согласно которой "черную" и "серую" растаможку никто трогать не собирается. Причин масса. Начиная с того, что это сложнее, это же нужно за кем-то гоняться, кого-то пытаться ловить, выстраивать какие-то процедуры. Потом вы не поверите. Я своими ушами слышал, как на серьезных щах объясняли, что нельзя перед выборами трогать контрабас. Потому что это социальное потрясение. С контрабаса, по словам этих чиновников, живет чуть ли не 10 млн. человек. И нельзя вот так взять, и лишить их средств к существованию. Потом мы все понимаем, что средства от нелегальной растаможки по пирамиде поднимаются очень высоко. Да и внутреннее сопротивление от своей же службы будет заведомо колоссальное при попытках прикрыть нелегальщину.

И в результате принимается гениальное решение не с черной растаможкой бороться, а выжать еще денег из белой. Вдумайтесь. Под предлогом борьбы с контрабандой, вместо собственно борьбы с контрабандой повышается давление на работающих легально игроков! О легальности и разумности способов мы сейчас поговорим отдельно. Пока просто сам факт. В стране более половины импорта черная. Но, вместо борьбы с ним и создания комфортных условий работы для легальных импортеров, ужесточаются условия работы именно легальных. Не знаю, как у вас, а у меня уже нет сил ни удивляться, ни материться подобному. Если предположить, что принявшие это решение отдают себе отчет в своих действиях и их последствиях, то это целенаправленная антигосударственная политика на уровне госизмены. Потому, что делается все для того, чтобы у максимально широких слоев населения окончательно убить доверие к любым государственным институтам и вынудить немногих работающих легально тоже полностью уйти в тень.

В принципе, на этом месте можно было бы и закончить. Потому что, казалось бы, куда уж больше. Выпить, обняться и заплакать. Но нет. И это еще далеко не все. Ведь не меньший интерес представляют методы, которыми учат Родину любить легальных импортеров.

Part two. Что такое индикативные цены? Нет, к ценам, по которым совершаются сделки, они отношения не имеют вообще. Это некоторый странный документ, которым государство Украина в лице своих лучших представителей из таможенной службы определяет, по какой цене какие товары могут быть реально приобретены за рубежом. И растаможка в Украине осуществляется по ценам не ниже этих индикативных.

Если вы не знакомы с этим маразмом, то скорее всего после прочтения у вас возникло желание перечитать еще раз, потому что вы решили, что поняли неправильно. Нет, все верно. Таможенная служба сама определяет, по каким ценам может, а по каким нет быть куплен товар в других странах. И применяет эти свои, извините за выражение, индикативные цены ко всем вообще товарам, ввозимым в Украину.

В самом по себе существовании индикативных цен нет никакой крамолы. Это в целом общемировая практика. Потому что таможенник, оформляющий документы на растаможивание грузов не может и не должен знать цен на все на свете. И некоторый талмуд, с ценами из которого он мог бы сравнить цены из таможенных деклараций, вещь нужная. Ну чтобы иметь возможность спросить у импортера, не забыл ли он пару ноликов в стоимости груза. Но важно что происходит в случаях, если в таможенной декларации одна цена, а в кондуите у таможенника другая, более высокая. И вот тут самое интересное.

Как выглядит на мой взгляд система здорового человека? Таможенник сообщает импортеру, что товар ввозится по цене ниже индикативной и просит дать пояснения. Импортер либо может внятно объяснить, с чем это связано, либо нет. Например, если он показывает контракт или иной документ с ценой от производителя, от официального дистрибьютера производителя, с площадки публичных торгов, от Торгово-промышленной палаты Украины или страны приобретения товара, то вопрос на мой взгляд на этом закрыт должен быть автоматически. Просто потому что я склонен думать, что иностранный производитель товара лучше знает его цену, чем украинская таможня. А значит свои подозрения о занижении таможенной стоимости таможня может свернуть в трубочку и засунуть себе так глубоко, что ни один проктолог не найдет. А вот если товар приобретен у неизвестно кого из неизвестно какой юрисдикции, производитель товара никаких сведений о его цене не предоставил и т.д., то здесь таможня как минимум имеет право на дополнительное разбирательство. А возможно и на применение при расчете таможенных платежей (пошлины и НДСа) своих индикативов.

А как же выглядит эта система курильщика, реализованная у нас? Таможенник сообщает импортеру, что товар ввозится по цене ниже индикативной и на этом основании сразу применяет индикативную цену. Все. Откуда взялась такая цена, почему она такая и т.д. его не интересует, вот совершенно возле птицы. Вообще. Таможенник лучше знает, какая цена у какого товара. То есть фактически, вне зависимости от реальной стоимости товара, при его растамаживании нужно уплатить сумму, самостоятельно определенную таможенниками. Фактически это является полным аналогом изменения ставок таможенных пошлин самостоятельно таможней (точнее ГФС) без ВР, просто на основании своего собственного представления о прекрасном.

Естественно, потом в судах, даже наших, почти всегда удается отбить. Но все это время товар стоит на таможенном складе. Даже если товар не скоропортящийся, то дорого яичко к святому дню. Товар может быть сезонным, может быть нужен вчера в производственной цепочке и так далее. В конце концов это как минимум замороженные средства. И в самом лучшем случае после победы в суде, товар будет растаможен по его реальной стоимости и некоторая часть потерь (наверняка не все) возникнет обязательство компенсировать у бюджета, то есть из нашего с вами кармана. При этом с таможенником, остановившим товар, не будет ничего. Даже банального выговора. А значит ровно на следующей партии товара он опять его остановит. Почему? Потому что может, вот почему.

Part three. Насколько я помню, последний раз подобный хардкор включался осенью 13-го года. Когда это было далеко не самое хардкорное из того, что позволяла себе власть. Сейчас в начале января таможня подумала-подумала, да и подняла индикативные цены до трех раз. Просто потому, что может. Не менее интересные вещи случились в ответ на возмущение импортеров. Вместо того, чтобы откатить изменения или, тем более, отменить бредовый порядок использования индикативных цен, было предложено совершенно сюрреалистическое решение. Что будет по некоторым весьма странным критериям составлен список белых и пушистых импортеров, которым в дальнейшем будет позволено растамаживать свою продукцию по старым индикативам.

Вдумайтесь! В случае реализации этого бреда будут действовать одновременно два разных набора индикативных цен. Которые, напоминаю, в теории просто мнение таможни о том, сколько какие товары стоят на мировом рынке. И при этом таможня сама будет определять по некоторой непрозрачной процедуре кому по каким ценам растамаживать свои поставки. Нет, что вы. Конечно же никакой коррупционной составляющей, как вы только могли подумать такое!

В связи с этим наши требования. Они состоят из двух частей.
1) Срочное. Отменить все свои январские писульки и вернуться к индикативным ценам прошлого года. С ними легальные импортеры уже более-менее свыклись и работать по ним готовы.
2) Среднесрочное. Разработать и внедрить адекватный и прозрачный порядок определения и применения индикативных цен. Они должны появляться не в результате желания левой пятки сотрудников ГФС, а в результате понятной и открытой процедуры проведенного анализа рынка. И применяться в порядке, описанном как «система здорового человека» в этом тексте. Кроме того, должен быть решен наконец давно перезревший вопрос о порядке привлечения к ответственности сотрудников таможни, своими действиями нанесших вред хозяйствующим субъектам.

Міністр зборів і поборів Никита Соловьев, ДемСокира.

Tags: ДемСокира, Экономика
Subscribe
promo ibigdan december 3, 2007 00:08
Buy for 1 500 tokens
Если вы хотите сделать хорошую рекламу вашему продукту или услуге - вы зашли по адресу. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее количество просмотров на каждый пост - 50 тысяч, среднее количество просмотров блога в месяц - 4-5 миллионов. Изучить аудиторию блога в разных разрезах можно в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →