?

Log in

No account? Create an account
ЖЖ Украина

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети


Предыдущий пост поделиться Следующий пост
ЖЖ Украина

Накину немного к размышлению

Мне кажется, что главный приоритетом и "челленджем" для Украины на ближайшие лет десять (помимо простого выживания) является урбанизация населения страны (параллельно можно проводить реиндустриализацию, кстати - некоторые проекты требуют неслабых инфраструктурных усилий, так что новые заводы-пароходы будут ой как нужны).

В теории, процесс урбанизации у нас активно идет - имеется постоянный приток людей из сел в города. Однако, это лишь часть процесса - для полноценной урбанизации необходимо и обратное движение - для распространения городской культуры "в массы", и вот ее-то, как раз нет по ряду причин (хотя это и не ложная урбанизация, как в странах Южной Америки, где есть избыток рабочих рук, и недостаток рабочих мест).

Дело в том, что существует одна фундаментальная проблема, свойственная конкретно нашим условиям, а именно: украинская культура очень долго была сельской культурой. Это объективно не ее вина - в городах она уничтожалась методично и целенаправленно, и сохраниться могла только в селе. И сейчас не смотря на приток людей в города, происходит вовсе не трансформация селян в "городских" жителей, но просто вытеснение и поглощение города селом. Города тупо не справляются с нагрузкой. Они слишком быстро растут, слишком медленно влияют на людей, и слишком сильна сельская компонента в украинской культуре.

Село само по себе не является чем-то плохим, равно как сельская культура не является какой-то ущербной или неполноценной. Однако, селам не свойственны сложные производственные или социальные структуры. Вы не найдете в селах ни истоков корпораций, ни сложных производственных цепочек.

К сожалению, наш любимый садок вишневий коло хати играет с нами злую шутку: он препятствует урбанизации. Люди воспринимают сельскую пастораль как некую норму, и девиацией в этой культуре является как раз город. Ну где на Троещине садки и хрущі над вишнями? Нету их тут. И в итоге город поглощается селом, и это, на самом деле, плохо. Без высокой урбанистической культуры невозможно запустить ни нормальные политические, ни социальные, ни производственные процессы.

Простейший пример: к примеру, в селах редко соблюдают ПДД. Когда в селе на 60 домов приходится 10 машин, ПДД не являются чем-то невероятно важным, а любые "аварии" в таких условиях не только маловероятны, но и разрешаются на месте и без вмешательства полиции (опять же - все всех знают, и можно "порешать"). При этом перенесение сельской модели поведения на города порождает хреновую ситуацию на дорогах: например даже безо всяких ДТП простой левый поворот там, где это запрещено, вызывает затор из-за блокирования одной из полос движения. Это, в свою очередь, повышает риски ДТП в самом заторе, которые, если происходят, плодят новые и новые проблемы. На выходе имеем потерянное время, сожженный в никуда бензин... Ну или просто: убытки, и до кучи - коррупцию когда включается сельское решалово.

То есть: сельская модель поведения не просто неэффективна в городе, она порождает прямые и косвенные убытки. Это, опять же, не значит, что селяне - люди второго сорта - точно так же "городские" будут творить дичь, если их поместить в сельские условия. Разные условия диктуют разную модель поведения.

При этом, высокая урбанистическая культура позволяет смягчить негативные последствия переизбытка людей на единицу площади города. Примером можно считать "велосипедизацию" крупных европейских городов, удобный общественный транспорт итп. Более того, при правильном подходе, эффективность труда повышается, создавая дополнительные экономические плюшки.

Разумеется, что не только культурой людей единой жива урбанистика. Проектирование городов и их коммуникаций - важная часть урбанизированного общества. И тут мы снова в ж... в догоняющих. Взять, например, Киев а точнее - Позняки. Утром это перманентная пробка "из", вечером - пробка "в". Причина: огромный спальный район имеет всего несколько дорог на выезд, и ограничен с одной стороны ж/д полотном и промзоной, с другой - рекой, с третьей - отсутствием города. Плюс через этот же район проходит часть окружной дороги города (полноценной окружной тупо нет). Все это означает - опять же - потерю времени, топлива, износ дорожного покрытия, ухудшение экологии. Стресс от пробок на дорогах и давки в метро в час-пик, производительности труду киевлян тоже дева ли добавляют. При этом застройщики как одержимые продолжают клепать бизнес-центры поближе к центру города, а спальники - подальше, тем самым еще больше усугубляя проблему перегруженных дорог.

Что это все значит? Это значит, что наши города не удобны для жизни. А раз они не удобны, то в них постараются не задерживаться люди, имеющие возможность выбирать где жить. Обычно это либо бизнесмены, либо востребованные специалисты (привет утечке мозгов, кстати). Это значит, что они предпочтут жить и работать где-нибудь еще, что, в свою очередь, означает, что они не будут работать и развивать бизнес или производство здесь. А это - опять же - упущенная выгода, рабочие места, и то самое зубожіння, которое так клянут наши сограждане.

Что самое важное: сельский тип мышления не позволяет решить эти проблемы. В селе их нет, и потому там нет ни способов, ни механизмов, ни повседневной нужды решать столь масштабные и долгоиграющие проблемы.

И, наконец, пара мыслей что со всем этим делать. Опять же - возьму в пример Киев, как эталон перманентных пробок и хуевой логистики. Ну и как город, проблемы которого мне близки.

Первое, что я хотел бы увидеть - это строительство офисных комплексов по периметру города (это, пожалуй, самое дешевое из того, что я хотел бы лицезреть). В центре должны остаться только центральные отделения компаний, административные здания и т.п. Такой подход сделает траффик менее однонаправленным, что положительно с кажется на транспортных издержках. Плюс - опять же - доступность работы делает ее менее обременительной, и позволит повысить эффективность труда. Плюс больше возможностей для малого бизнеса - кафе, ресторанов, кофеен.

Второе - это кольцевая дорога и необходимые для нее мост или мосты. Снова же - это уменьшит издержки, повысит логистическую связанность региона. Фурам нет нужды часами ждать проезда через город. Улучшается доставка товаров, снижаются издержки, повышается эффективность. В конце-концов, жжется меньше бензина, который, я напомню, мы закупаем. А, значит, уменьшится отток средств из страны.

Третье - развитие общественного транспорта, в том числе - междугороднего и регионального (а вот это - самое масштабное и важное, но - самое дорогое мероприятие). От Киева до Белой Церкви 80 км, и ехать надо 2,5 часа на электричке. Чтобы преодолеть такое же расстояние в Австрии нужен час. В итоге работать в Вене можно живя в Братиславе, и при этом не проводить весь день в режиме сон-дорога-работа-дорога-сон как это выходит у тех, кто хочет работать в Киеве, а жить в БЦ. Региональный транспорт, на самом деле, даже важнее городского - он устанавливает ту самую обратную связь с селом, и помогает распространению городской культуры. Это - возможность образования. Это - возможность работы. Это - движение денег не только в городах, но и запуск местной экономики в селах, которые сейчас загибаются именно из-за препоганейшей логистической связанности с городом.

Сумеем выстроить нормальную городскую культуру - будем жить сносно. Не сумеем - можно до усрачки реформировать все вокруг, но жить лучше не станем.

Йож Туманный

Метки:

promo ibigdan декабрь 3, 2007 00:08
Buy for 1 500 tokens
Если вы хотите сделать хорошую рекламу вашему продукту или услуге - вы зашли по адресу. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее количество просмотров на каждый пост - 50 тысяч, среднее количество просмотров блога в месяц - 4-5 миллионов. Изучить аудиторию блога в разных разрезах можно в…

crisis_killer 23 января, 8:49
я бы предпочел села с небольшими производствами

Андрей Березный 23 января, 9:30
Где-то я это уже видел.... А, вспомнил! В Китае. Большой рывок. По стале (а на самом деле - "низко-сортно-чугно") плавильной печи в каждом дворе. И переплавка посуды и инвентаря вместо плавки руды...
Ну чо, нормальный такой себе феодальный мирок назад с ремесленниками и пейзанами вырисовывается. Верная вам дорога куда-то в некоторые африканские и латиносские страны...

denisgermanov 23 января, 8:56
главный посыл поста, что культура Украины - сельская это штамп из совка....

novaculaextremo 23 января, 10:22
Не культура из села, а село наложило отпечаток на клуьтуру, ибо именно там она долгое время выживала. Ну да ладно, чего это я? Хотите рурализацию? - дерзайте.

prosto_vova 23 января, 8:58
Не совсем согласен.
Село никуда не денется и не умрет.
С учетом шикарных климатических условий в Украине и высокого качества почв грех упускать аграрное направление. Главное понимать, что индустриальная часть не противоречит аграрной части. Они обе должны быть.

Конечно, сельское хозяйство должно становиться высокотехнологичным. Но вести его все равно будут люди, которые живут в селе.
Да чего там говорить, откройте карту Европы и посмотрите, сколько сел и маленьких городков из 30 домов в совершенно высокотехнологичных Франции, Голландии, Италии, Германии.
ДОФИГА.

А еще - всегда будут люди, которым больше нравится жить в селе и работать на земле. Зачем загонять их в город?

Wada Spb 23 января, 9:29
Сравните бюджет Германии и Греции. И где кризис? И где больше производств? Где больше сел?

Село - это путь в пустоту. Для еды и так достаточно сейчас обрабатывается земли. Даже чересчур.

Anastas Nemo 23 января, 8:58
С точки зрения Туманых Ежей, сложная технологическая цепочка - это сбор пятнадцати подписей в десяти конторах, разбросанных по концам Киёва для того, чтобы вкрутить лампочку. Причем ни в одной конторе все подписи сразу не получить. Новая Украинская Цивилибляция. Война же, ептыть! Враг у Золотых Ворот!

tank_ua 23 января, 9:04
одуван, твою мать, перелогинся!

и иди нахуй со своей урбанизацией. хуета лютейшая.

Wada Spb 23 января, 9:30
Чем плоха урбанизация? Самые богатые страны, с самым высоким уровнем жизни - это не те, страны, в которых занято в с/х большая часть населения.

ajento 23 января, 9:08
И шо будем индустриально выпускать? В чем заткнем китайцев за пояс?

Таким "индустриализаторам" нужно принудительные туры в Китай (за их счет) организовывать. В производстве мы им не конкуренты просто потому что на такие условия труда и быта, зарплату в час, наш индустриал начнет лепетать про третий майдан и права человека.

Сейчас вообще обратная тенденция, онлайн (образование, информация, развлечения) и развитие транспорта (гиперлупы всякие) сводят к нулю любые преимущества города.

"Бедные будут жить в городах" (с) не помню кто сказал, но ИМХО верно.

Wada Spb 23 января, 9:27
>>И шо будем индустриально выпускать? В чем заткнем китайцев за пояс?

А что остальные страны делают? Почему обязательно быть китайцами?

>>>сводят к нулю любые преимущества города.

Ничего к нулю не сводится. Для поддержания и строительства 10 км дороги или 100 км дороги нужно больше денег?

(Удалённый комментарий)
Vitaly Trots 23 января, 10:45
Потому что ты идешь нахуй, овцап.

4ornobile 23 января, 9:13
Яка унила хня...

(Удалённый комментарий)
uasemperfidelis 23 января, 9:23
Йож Туманный витает там по верхам. В политику нужно идти с таким популизмом. Там таких любят.
Есть миллион прикладных нюансов, которые теоретикам неведомы.
Эффект Даннинга - Крюгера, да.
***
Ну вот, например, хотя бы избыточная гражданская активность населения. Хорошо это? Конечно, хорошо!
Но есть и другой конец палки. Хочешь в / возле населенного пункта построить что-угодно. Завод, торговый центр, заправку, сауну с блядями - всегда найдутся недовольные. То не так. Это не так. Всегда все не так. А если все так - то сами придумают.
Наблюдаю за группами в ФБ (в своем пригороде Киева). Инфантильность зашкаливает.
Строят люди супермаркет.
А-а-а-а-ааааа!!! Новус не хочу - АТБ хочу! АТБ не хочу - Фору подавай!
А почему не бассейн? А где подземная парковка?
Инфантильность зашкаливает.
Результатом может быть то, что на каком то этапе согласований землеотвода депутаты на местной сессии в угоду вот таким инфантильным избирателям будут блокировать решения.
Или, к примеру, вторая Киевская окружная.
Для меня этот вопрос вообще крайне болезненный (у моей калитки сейчас вторая окружная - хрен через дорогу перейдешь).
А что с принудительным отчуждением земли под эту дорогу? Вот как? Захотели второго Марвина Химейра? Так будет.
Скажи мне кто - принудительно выкупаем твой дом в счет государства - и будет маленькая война со стрельбой и взрывами..
***
А энергетика? Облэнерго частные и выкручивают руки всем. Хочешь построить завод, и он ставится по всем параметрам на том месте, а тебе прямо заявляют. Плати, любезный 10 лямов зелени на реконструкцию ТП или хрен получишь свой заявленный мегаватт. И все. Смета по капексу превышена, бизнес не пойдет.

До хренища страшилок могу еще рассказать. Впрочем, зачем это Ежу туманному?

uasemperfidelis 23 января, 10:06
И еще кадровая проблема. Никто работать не хочет. Вообще! Ни за какие коврижки. Зубожіння...

Wada Spb 23 января, 9:24
Жирный плюс! Зачем той село, если и так нормально производится еды? А в городах гораздо больше возможностей, не говоря уже о выгоде для государства.

izhnets 23 января, 9:26
Про сельскую культуру дичайшая херня.у нас такие же проблемы городов как в Европе конца 80 начала 90. Отстаём как всегда (((

sanitar_iz_lesa 23 января, 9:30
Офисные центры по периметру - это утопия. Я думаю, что бизнес с огромным удовольствием бы снимал офисы на окраине города, если бы это работало. Но предпочитает платить больше, чтобы снять в центре, значит это не работает. И этому есть простая причина: центр равноудален от всех условно крайних точек города, где собственно и расположены спальные районы. Соответственно, офис в центре может потенциально рассчитывать на базу всех офисных клерков живущих во всех спальных районах. Если офис откроется в спальном районе, то он может рассчитывать на базу только оттуда. Более того, даже относительно близлежащие к нему спальные районы - вероятнее всего тоже не вариант, так как с окраины на окраину (даже соседнюю) бывает дольше ехать, чем тупо до центра.

А вот что реально может помочь, так это развитие системы городов-спутников и создание единой агломерации. В Киеве это например можно делать на базе Броваров и Борисполя. Льготное налогообложение для застройщиков, бизнеса и все такое как драйвер роста. Также запилить скоростные пригородные электрички. И народ с левого берега будет норм гонять на работу туда, чтобы не дохнуть в пробках на мостах. И левый берег охуенно прокачается за 10 лет, поскольку сможеть черпать персонал и с самого левого берега и со спутников, а это значит будет больше платежеспособной публики, отсюда больше угарных кафешек и ресторанов и прочего развития городской среды, например

prosto_vova 23 января, 9:35
На западном направлении так и происходит, судя по темпам строительства.

С. Борщаговка-Вишневое-Боярка, Чайки-Белогородка и Гостомель-Буча-Ирпень - застраиваются как щупальца агломерации, там живет тьма народу.
Вот бы трамвай или электрички нормальные туда....

Alex Tkalich 23 января, 9:38
Немного не согласен с предыидущим оратором.
1) Сельская культура и жизнь в селе охуенна (при наличии канализации и прочих благ жизни). Не согласен также в селе невозможно выстроить крупные производственно-экономические цепочки, которые могут выстраивать крупные производства, особенно не согласен что это из-за якобы менталитета.
2) Вместо злоебучих офисов нужно строить индустриальные центры. Иначе производственных площадей хватать не будет, а офисных будет более чем необходимо. Конверсия цеха в офис возможна с небольшими капвложениями, наоборот - нет.

sanitar_iz_lesa 23 января, 9:50
По поводу второго пункта - поспорю. В городах индустриальных центров не нужно вообще. Производство лучше вообще за город выносить. Конверсия офис в цех вполне возможна - если это конечно не металлургия и машиностроение)). Тут зависит от направления.

Хотя само по себе такое дикое количество офисных и (чего уж там) торговоразвлекательных центров несколько настораживает. Есть ощущение что может лопнуть некий пузырь, и вся эта история будет стоять и зиять пустыми окнами.

(Удалённый комментарий)
novaculaextremo 23 января, 10:18
Каменты - агонь :)

Самое смешное, что все аргументы против - как раз "из села". Особенно доставило про БЦ и бумажки.

Джон Ланкастер 23 января, 10:25
Не скажу за все "село", але знаю (та й бачу), що багато "гарадскіх" ведуть себе як бидло у своїх квартирах. Навіть у другому-третьому поколінні.
Тому - культуру поведінки треба усім прищеплювати, в не залежності звідки людина.