Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

Накину немного к размышлению

Мне кажется, что главный приоритетом и "челленджем" для Украины на ближайшие лет десять (помимо простого выживания) является урбанизация населения страны (параллельно можно проводить реиндустриализацию, кстати - некоторые проекты требуют неслабых инфраструктурных усилий, так что новые заводы-пароходы будут ой как нужны).

В теории, процесс урбанизации у нас активно идет - имеется постоянный приток людей из сел в города. Однако, это лишь часть процесса - для полноценной урбанизации необходимо и обратное движение - для распространения городской культуры "в массы", и вот ее-то, как раз нет по ряду причин (хотя это и не ложная урбанизация, как в странах Южной Америки, где есть избыток рабочих рук, и недостаток рабочих мест).

Дело в том, что существует одна фундаментальная проблема, свойственная конкретно нашим условиям, а именно: украинская культура очень долго была сельской культурой. Это объективно не ее вина - в городах она уничтожалась методично и целенаправленно, и сохраниться могла только в селе. И сейчас не смотря на приток людей в города, происходит вовсе не трансформация селян в "городских" жителей, но просто вытеснение и поглощение города селом. Города тупо не справляются с нагрузкой. Они слишком быстро растут, слишком медленно влияют на людей, и слишком сильна сельская компонента в украинской культуре.

Село само по себе не является чем-то плохим, равно как сельская культура не является какой-то ущербной или неполноценной. Однако, селам не свойственны сложные производственные или социальные структуры. Вы не найдете в селах ни истоков корпораций, ни сложных производственных цепочек.

К сожалению, наш любимый садок вишневий коло хати играет с нами злую шутку: он препятствует урбанизации. Люди воспринимают сельскую пастораль как некую норму, и девиацией в этой культуре является как раз город. Ну где на Троещине садки и хрущі над вишнями? Нету их тут. И в итоге город поглощается селом, и это, на самом деле, плохо. Без высокой урбанистической культуры невозможно запустить ни нормальные политические, ни социальные, ни производственные процессы.

Простейший пример: к примеру, в селах редко соблюдают ПДД. Когда в селе на 60 домов приходится 10 машин, ПДД не являются чем-то невероятно важным, а любые "аварии" в таких условиях не только маловероятны, но и разрешаются на месте и без вмешательства полиции (опять же - все всех знают, и можно "порешать"). При этом перенесение сельской модели поведения на города порождает хреновую ситуацию на дорогах: например даже безо всяких ДТП простой левый поворот там, где это запрещено, вызывает затор из-за блокирования одной из полос движения. Это, в свою очередь, повышает риски ДТП в самом заторе, которые, если происходят, плодят новые и новые проблемы. На выходе имеем потерянное время, сожженный в никуда бензин... Ну или просто: убытки, и до кучи - коррупцию когда включается сельское решалово.

То есть: сельская модель поведения не просто неэффективна в городе, она порождает прямые и косвенные убытки. Это, опять же, не значит, что селяне - люди второго сорта - точно так же "городские" будут творить дичь, если их поместить в сельские условия. Разные условия диктуют разную модель поведения.

При этом, высокая урбанистическая культура позволяет смягчить негативные последствия переизбытка людей на единицу площади города. Примером можно считать "велосипедизацию" крупных европейских городов, удобный общественный транспорт итп. Более того, при правильном подходе, эффективность труда повышается, создавая дополнительные экономические плюшки.

Разумеется, что не только культурой людей единой жива урбанистика. Проектирование городов и их коммуникаций - важная часть урбанизированного общества. И тут мы снова в ж... в догоняющих. Взять, например, Киев а точнее - Позняки. Утром это перманентная пробка "из", вечером - пробка "в". Причина: огромный спальный район имеет всего несколько дорог на выезд, и ограничен с одной стороны ж/д полотном и промзоной, с другой - рекой, с третьей - отсутствием города. Плюс через этот же район проходит часть окружной дороги города (полноценной окружной тупо нет). Все это означает - опять же - потерю времени, топлива, износ дорожного покрытия, ухудшение экологии. Стресс от пробок на дорогах и давки в метро в час-пик, производительности труду киевлян тоже дева ли добавляют. При этом застройщики как одержимые продолжают клепать бизнес-центры поближе к центру города, а спальники - подальше, тем самым еще больше усугубляя проблему перегруженных дорог.

Что это все значит? Это значит, что наши города не удобны для жизни. А раз они не удобны, то в них постараются не задерживаться люди, имеющие возможность выбирать где жить. Обычно это либо бизнесмены, либо востребованные специалисты (привет утечке мозгов, кстати). Это значит, что они предпочтут жить и работать где-нибудь еще, что, в свою очередь, означает, что они не будут работать и развивать бизнес или производство здесь. А это - опять же - упущенная выгода, рабочие места, и то самое зубожіння, которое так клянут наши сограждане.

Что самое важное: сельский тип мышления не позволяет решить эти проблемы. В селе их нет, и потому там нет ни способов, ни механизмов, ни повседневной нужды решать столь масштабные и долгоиграющие проблемы.

И, наконец, пара мыслей что со всем этим делать. Опять же - возьму в пример Киев, как эталон перманентных пробок и хуевой логистики. Ну и как город, проблемы которого мне близки.

Первое, что я хотел бы увидеть - это строительство офисных комплексов по периметру города (это, пожалуй, самое дешевое из того, что я хотел бы лицезреть). В центре должны остаться только центральные отделения компаний, административные здания и т.п. Такой подход сделает траффик менее однонаправленным, что положительно с кажется на транспортных издержках. Плюс - опять же - доступность работы делает ее менее обременительной, и позволит повысить эффективность труда. Плюс больше возможностей для малого бизнеса - кафе, ресторанов, кофеен.

Второе - это кольцевая дорога и необходимые для нее мост или мосты. Снова же - это уменьшит издержки, повысит логистическую связанность региона. Фурам нет нужды часами ждать проезда через город. Улучшается доставка товаров, снижаются издержки, повышается эффективность. В конце-концов, жжется меньше бензина, который, я напомню, мы закупаем. А, значит, уменьшится отток средств из страны.

Третье - развитие общественного транспорта, в том числе - междугороднего и регионального (а вот это - самое масштабное и важное, но - самое дорогое мероприятие). От Киева до Белой Церкви 80 км, и ехать надо 2,5 часа на электричке. Чтобы преодолеть такое же расстояние в Австрии нужен час. В итоге работать в Вене можно живя в Братиславе, и при этом не проводить весь день в режиме сон-дорога-работа-дорога-сон как это выходит у тех, кто хочет работать в Киеве, а жить в БЦ. Региональный транспорт, на самом деле, даже важнее городского - он устанавливает ту самую обратную связь с селом, и помогает распространению городской культуры. Это - возможность образования. Это - возможность работы. Это - движение денег не только в городах, но и запуск местной экономики в селах, которые сейчас загибаются именно из-за препоганейшей логистической связанности с городом.

Сумеем выстроить нормальную городскую культуру - будем жить сносно. Не сумеем - можно до усрачки реформировать все вокруг, но жить лучше не станем.

Йож Туманный

Tags: Полезное
Subscribe
promo ibigdan Грудень 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →