Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

Вид сверху

23-26 августа в Белой Церкви проходил фестиваль воздушных шаров, о чём я предупреждал несколько раз, так что если вы не приехали посмотреть - сами виноваты :)



Я приехал, посмотрел, полетал, и сейчас буду делиться ощущениями, почёрпнутыми знаниями и фоточками. Часть фотографий мои, часть - Романа Наумова (их легко отличить, они круче).



Полёты на воздушных шарах вызывают неизменный восторг у публики, причём не только у тех, кто летит, но и у наблюдателей. Это легко объяснимо - буквально из ничего за пол часа перед вами вырастает огромная красочная оболочка высотой с пятиэтажку.





А когда шаров много, вау-эффект усиливается.



Размер шаров бывает разным, у туристических моделей в среднем от 2500 до 5000 метров кубических. Чем больше объём оболочки - тем больше грузоподъёмность аэростата. Обычно в корзине (гондоле) находится 3-6 человек, включая пилота.



Кроме пассажиров в гондоле расположены несколько газовых баллонов, которые подают газ в горелку, нагревающую воздух внутри оболочки.



На фото две горелки, но в ходе полёта используется только одна - вторая запасная, на случай поломки первой.

Газ подаётся в горелку и сжигается очень быстро - за час полёта мы израсходовали один баллон и переключились на второй.



Газ горит не только быстро, но и громко - и это пожалуй главный минус воздухоплавания, когда идиллия невесомости нарушается шумом. Но справедливости ради, газ подаётся в горелку не постоянно, а порциями - когда пилот тянет соответствующий рычаг, так что большую часть времени полёта вы всё-таки проводите в тишине.



Второй минус - если ваш рост 180см и выше, горелка инфракрасным излучением будет неслабо так припекать вам в лысину :) Поэтому для полёта обязательно наденьте кепку, реально помогает.



Воздух внутри шара разогревается до 100oC. Газы имеют способность сильно расширяться при нагреве, поэтому воздух внутри воздушного шара имеет намного меньшую плотность, чем холодный воздух снаружи, и аэростат с грузом поднимается вверх (см. закон Архимеда).





То есть особый шик в том, что вся эта конструкция невероятно архаична и особо не изменилась со времён братьев Монгольфье, запустивших первый аэростат в 1783 году. Современные шары отличаются материалами оболочки (огнеупорные и лёгкие) и топливом (газ), но по прежнему называются "монгольфьерами".





Как и три века назад, управлять шаром можно только в одной плоскости - вверх и вниз. В теории это просто: включил горелку - шар поднимается, выключил - постепенно опускается, открыл верхний клапан - опускается быстро. На практике вся эта физика имеет большую инерцию: от момента "включил горелку" до начала подъёма проходит секунд десять, так что нужно вовремя "поддавать газку", чтобы не влететь в линию электропередач или в чей-то курятник.







Опытный пилот развлекает туристов, то взмывая вверх, то опуская аэростат почти до самой земли. Вот на этом фото мы летим над кукурузным полем, и стебли кукурузы "щекочут" днище гондолы :)



Кстати, о сельском хозяйстве. Собаки, козы, куры, утки и прочая живность при виде аэростата буквально сходят с ума от ужаса. В отличие от хомо сапиенсов, психика животных не очень приспособлена к изучению новых явлений, а когда такая дура висит прямо у тебя над головой и пышет пламенем, реакция одна - спрятаться.



Сапиенсы же приветливо махали нам со своих огородов и даже расспрашивали, как нам там - не страшно? И вроде как должно быть страшно - в отличие от самолёта, здесь вас не отделяет от пропасти крепкая стена с иллюминатором. Здесь просто корзина, из которой довольно легко выпасть, и пассажиры даже не пристёгнуты. Но на практике страшно только первые несколько минут полёта, когда шар быстро набирает высоту. Потом быстро привыкаешь и получаешь удовольствие.



Управлять шаром вперёд-назад и вправо-влево невозможно, направление и скорость его движения полностью зависят от ветра. В этом кайф - ты движешься со скоростью потока, так что сам ветер практически не ощущается, что усиливает ощущение невесомости.



Но в этом и минус - при сильном ветре летать опасно, а туристов катать запрещено уже при скорости ветра больше 4м/сек. Выходит, что шары могут летать круглый год, но не каждый день - должна быть хорошая погода, слабый ветер и подходящая температура. Со второй половины апреля по начало ноября можно летать только утром - через 1-2 часа после восхода солнца, и вечером - за 2-3 часа до захода солнца.



На фото выше - тень от нашего шара. В принципе, боковой свет - это даже хорошо для фотографа, кроме ситуации, когда полёт вечером, а ветер дует строго на запад :( Поэтому все шары, летевшие перед нами, сняты на фоне солнца и фото получились недостаточно яркие.



Зимой можно летать в течение всего светового дня, но во-первых пассажирам на холоде менее комфортно, а во-вторых виды сверху менее интересные - внизу всё либо чёрно-серое, либо покрыто снегом. Летом же - красота со всех сторон.







Обычные туристические полеты длятся 40-80 минут. В зависимости от силы ветра, за это время шар успевает пролететь от нескольких километров до нескольких десятков километров. Мы пролетели больше 20 км.



Однако на воздушном шаре можно отправиться и в кругосветное путешествие. В 2002 году американский путешественник Стив Фоссет стал первым человеком, которому удалось облететь вокруг Земли. Чтобы преодолеть 34 тысячи километров, ему понадобилось чуть более 13 дней и 12 часов - при этом ни единого раза не совершив посадки. Прочитать эту драматическую историю можно здесь.



Воздухоплавание действительно опасный вид спорта, но только когда речь идёт о спорте и достижениях. Для прогулок туристов, вроде нас с вами, действуют настолько строгие ограничения, что шанс попасть в "ДТП" на аэростате в разы меньше чем при выходе из вашей любимой пиццерии.



Садятся шары на любое незасеянное поле, к которому можно доехать на машине (ведь надо же как-то эвакуировать шар и пассажиров). Бывает такое поле приходится поискать и садиться на него, пока не стемнело и не спустился туман.



Лёгкий экстрим здесь тоже присутствует - например у нас была жёсткая посадка, в результате которой корзина легла набок. Но это штатная ситуация и никто не пострадал. Зато впечатлений много :)





"Мамо, де я?"



Цена полёта: меня уже спрашивали почему так дорого - 3000 грн за час полёта? Отвечу:
во-первых, я видел цену около 100 евро за полёт и в других странах. То есть это не "барыги наживаются", а рыночная цена.
во-вторых, стоимость нового воздушного шара примерно равна стоимости автомобиля бизнес-класса. Стоимость б/у - от 10 тысяч евро. И эти вложения надо отбить, учитывая, что в день получается совершать не более 2 полётов, и не каждый день, а менее ста дней в году.
в-третьих, газ сжигается бешеными темпами.
ну и в-четвёртых, пилоты тоже должны что-то зарабатывать.



Кстати, на этом фото единственная в Украине женщина-пилот :)

Она тоже член клуба Спарт-Аэро, чьи аэростаты и катали всех желающих в Белой Церкви. Если хотите устроить такой праздник в своём городе, или заказать индивидуальный полёт - идите к ним на сайт, там всё расписано.

А в завершение я хотел бы выразить отдельную благодарность за приглашение и незабываемый день коммунальному предприятию "Агенція стратегічного розвитку Білої Церкви" и организатору фестиваля "Александрийская Феерия" общественной организации "Біла Церква Туристична". Жаль, что их нельзя клонировать во все города.



Если не получилось полетать в этот раз - приезжайте в следующем году на фестиваль в Белую Церковь. Воздушные шары будут, 100%.

Tags: Блог-тур, Путешествия, Украина
Subscribe
promo ibigdan декабрь 3, 2007 00:08
Buy for 1 500 tokens
Если вы хотите сделать хорошую рекламу вашему продукту или услуге - вы зашли по адресу. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее количество просмотров на каждый пост - 50 тысяч, среднее количество просмотров блога в месяц - 4-5 миллионов. Изучить аудиторию блога в разных разрезах можно в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments