Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

А где реформы?



Самая популярная тема после "нас сливают" и "пропало всё" — "где реформы?" И действительно, где? Если начинаешь объяснять, почему дело идёт не так быстро, как хотелось бы, говорят — жалуешься. Не объясняешь — значит, что-то скрываешь, и явно ради собственной корысти. Предлагаешь чёткий план действий — как же так, нас не спросили, а ведь надо провести общественные обсуждения и, не дай бог, если чьё-то предложение не учли в финальной версии. Советы, слушания, обсуждения… Часто одного и того же, причём многократно. И всё это растягивается на недели, месяцы, кварталы. Вот так проводятся реформы в Украине.

Это в бизнесе всё чётко и понятно. Возникла кризисная ситуация — собственник собирает руководящий состав, заслушивает информацию, принимает решение. То есть действует быстро и часто жёстко, ведь иначе бизнесу смерть. А место на рынке не пустует: твою нишу быстро займёт конкурент.

У нас популярна поговорка: "на двух казаков — три гетмана"… Хотите узнать, как это работает в Украине, — обратите внимание на реформы. В среднем на каждую реформу у нас не менее 3–5 точек зрения. Политики, ассоциации, общественные объединения, эксперты, деятели науки. Даже когда, казалось бы, вот он, момент истины, когда, казалось бы, все достигли взаимопонимания в вопросе конечной цели реформы, всё равно найдутся недовольные, которые обязательно начнут мышиную возню или крестовый поход (в зависимости от амбиций и возможностей) ради победы "только своей идеи". А если ещё эта идея была обсуждена или представлена в публичной плоскости, битва приобретает эпическую форму, переходя в формат шоу, выступлений, обличительных статей и брифингов. Это и есть наша естественная демократия.

К примеру, антикоррупционное законодательство создавалось шестью (!) группами. И всё же документы депутаты рихтовали в ночь перед голосованием. Не менее яркий пример — судебная реформа и баталии, развернувшиеся вокруг двух взглядов на её проведение.

Когда приводят в пример реформы Грузии, Сингапура, Южной Кореи и даже Польши, мол, вот у них получилось, а что же мы, украинцы, почему у нас всё не туда и не так, то я просто рекомендую таким пессимистам учить матчасть, то есть выяснить реальные условия, в которых проводились реформы. А они таковы, что решения принимались там одним человеком или очень небольшой группой людей. Реформа — это в первую очередь решение, первый шаг которого имеет форму постановления правительства, указа президента или законодательной инициативы парламентариев.

Что же произойдёт, если решения будут принимать без обсуждения, без привлечения общественности, экспертов? Правильно — мощнейшее общественное сопротивление, способное похоронить любое изменение: "Мы на Майдане не за то стояли, чтобы всё делали без нашего ведома!".

Но что делать, когда взгляды на проблему диаметрально противоположные? В моей практике были случаи, когда две гражданские платформы — Реанимационный пакет реформ и "Нова країна" — отстаивали абсолютно разные точки зрения на реформы. Или возьмём другой пример: взаимоотношения между Верховной Радой и Кабмином. Что мы видим, когда нет диалога между правительством и парламентариями? Саботаж! Правительство может саботировать имплементацию реформы. Если же к реализации реформы не привлекаются депутаты, то мы никогда не получим необходимых голосов. Иными словами, обеспечить результат, то есть реформу, в наших условиях невозможно без вовлечения в процесс обсуждения, принятия решений и внедрения реформы большого числа заинтересованных лиц. Именно с этой целью и был создан Национальный совет реформ.

Проблема не в реформах, проблема — в управлении ожиданиями. Реформа — это проект реализации изменений, который позволяет перейти от текущего состояния дел в отдельно взятом вопросе к желаемому состоянию. Поэтому надо отвечать на вопрос: есть ли у нас такие проекты изменений? Безусловно, есть. Это и борьба с коррупцией, и судебная реформа, и реформа правоохранительной деятельности, дерегуляция, децентрализация и т. д. И все они запущены. Может, продвигаются не так быстро, как хотелось бы. Хотелось бы больше драйва, большей скорости. Но их реализация невозможна без диалога. А диалог в любом формате требует времени. Вот только если бы участники этого диалога быстрее приходили к общему видению, иногда уступали друг другу и принимали решения, а не только говорили об их важности, тогда мы и побежали бы быстрее. Но сегодня мы становимся намного сговорчивее друг с другом лишь под действием внешних факторов — агрессии со стороны России и требований МВФ.

источник

Tags: Политика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ibigdan december 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments

Recent Posts from This Journal