Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

Кому нужна Украина?

Сейчас модно рассуждать о том, как Украине выиграть информационную войну у России. Правильный ответ – никак. Как минимум, до тех пор, пока Украина не научится смотреть фактам в глаза.

Простая иллюстрация. В Москве на базе информагентства «Россия сегодня» создали мультимедийную группу «Спутник». Она готовит материалы на 45 языках – для Европы, Азии, СНГ и обоих Америк. Общий бюджет, который Москва направляет на информационную политику, составляет 1,02 млрд долларов. А теперь, внимание, вопрос. Сколько украинских информационных сайтов имеют англоязычную версию?

Если мы думаем, что новостные редакторы из Чехии или Словении переводят украинские ленты, чтобы донести до читателя киевскую точку зрения – то это иллюзия. Сколько украинцев читают Le Figaro? Или Rzeczpospolita? Или The Daily Telegraph? И ведь не читают именно из-за языкового барьера. И никакие встроенные в браузер переводчики не мотивируют нас узнавать – как видят происходящее западные медиа. Верно?

Поэтому наивно ждать, что по ту сторону шенгенской зоны трудолюбие журналистов превосходит отечественное. Если есть новостной контент на доступном им языке – то они будут пользоваться именно его. Да, возможно они будут перепроверять. Да, возможно, они будут сомневаться. Но – читать. Потому что в Украине им прочесть попросту нечего. Украина не готовит ничего на экспорт.

И в этом состоит наша ключевая проблема. Нам кажется, что как только мы вывели в топы хэштег «Je suis Volnovakha», как тотчас же сердобольные французы откроют нам объятия и признают своими. Нет. Не признают. Потому что для западного мира никакая «волноваха» и никакое «дебальцево» – это даже близко не «шарли». Потому что Шарли – это первый мир, а мы – где-то между третьим и вторым. Но в любом случае – далеко и непонятно.

Смотрите кинематограф – это лучшее описание бытовых стереотипов. Глупенькая комедия «Евротур» дает представление о том, как среднестатистические американцы видят центральную Европу (а это, между прочим, те страны, в положении которых Украина хотела бы быть). На этом фоне единственное, что американцы знали об Украине до недавнего времени – что у нас живет чемпион мира по боксу.

И не надо сейчас гневно поднимать бровь. Что мы знаем о конфликте в Южном Судане? А там за четырнадцать месяцев 45 тысяч человек погибло в боях между армией и повстанцами. А что вы слышали о Нигерии? Только за четыре январских дня фундаменталисты из Боко Харам вырезали город Бара на северо-востоке страны. Две тысячи жертв. По пятьсот в день. Иногда они экономят птроны и сжигают людей заживо.

Единственное, за счет чего Украина медийно перевешивает эти истории – это география. Донбасс в представлении западного европейца – далеко и близко одновременно. Далеко мировоззренчески: мол, «где-то там, на востоке, former USSR». И близко – потому что на континенте, у границ, «между Москвой и Варшавой». Более детального подхода не ждите. Мы же не думаем, будто обыватель из ЕС начинает день с просмотра сводок из зоны АТО?

Мы для них – третий мир, и ничего тут нет удивительного. В конце концов, за двадцать три года мы не сделали ничего, чтобы это представление поменять. Мы не вступали в НАТО и голосовали за «многовекторность», проедали старое, не думая о новом. И вот теперь пожинаем плоды. «Алло, Ливия, вас скоро будут бомбить, срочно езжайте в Боливию».

Это для нас нынешняя война – это гамлетовский вопрос. А для них – еще одна неприятная история где-то за пределами ойкумены. Там, где живут неплохие, возможно, ребята, но не «свои». Вот во Франции – «свои». И в Бостоне – «свои». И в Польше – теперь уже – «свои». А наши – «чужие». А чужим сочувствие всегда по остаточному принципу. Вот раскрутят завтра в соцсети хэштег «#Juba-Donbass» и что? Мы встрепенемся? Полезем проверять, что там в столице Южного Судана? Кто вообще поймет, что речь о столице Южного Судана?

Это мы воспринимаем все происходящее в стране как «последний и решительный бой», а для западного обывателя – это печальная история об абстрактном регионе и абстрактных противоречиях. Чтобы было иначе – надо быть «своими». Перешагнуть из третьей лиги как минимум во вторую. Нужно иметь «историю», которую захотят выслушать. А все последние четверть века украинские СМИ писали только об Украине, России, и немножечко Польше. Стоит ли удивляться, что время, потраченное миром на нас, прямо пропорционально нашему интересу к миру?

Единственное, что играет на пользу Украине – это Россия. Которая настолько искренне пытается быть похожей на Советский Союз, что ей это, к счастью, удается. Все эти пересмотры истории, отмены старых решений, разговоры про радиоактивный пепел – Москва выполняет за Украину ту работу, которая Киеву не по плечу и не по карману. Кремль сам с удовольствием примеряет маску “плохиша”, по привычке думая о том, что “боятся – значит уважают”. А это не так. Если боятся – то просто лишь боятся. Без продолжения.

И Украина в этом всем воспринимается как естественная преграда на пути чудища, которое обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. Которое снова с востока, которое снова решило тряхнуть ядерными мощами, которое хочет старого, потому что боится нового. Украина – не то, чтобы «своя» на этом фоне, но куда менее «чужая». Да и моральный императив всегда на стороне давидов, а не голиафов. По этой же, кстати, причине, Москва внушает собственному населению мысль, что воюет не с Украиной, а с США. Это ведь так комфортно – носить штандарт маленького и слабого.

Но главную свою победу Украина одержит еще и тогда, когда станет «своей» для тех стран, в орбите которых она хочет жить. Когда у нас будет не только страна, но еще и государство. Когда это государство будет пространством для развития собственного населения, а не для его деградации. Когда мы, наконец, вырвемся из всего того унылого болота, в котором последние четверть века.

А еще такой победой будет мужество посмотреть фактам в глаза. Чтобы когда с трибуны нам скажут, что не могут предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота – в ответ не раздалось идиотско-хрестомайтиное «Зрада!».

Павел Казарин

Tags: Политика
Subscribe
promo ibigdan december 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →