«Что значит освободить у нас крестьян?.. какое разорение! Освобожденные от надзора господ станут пьянствовать, злодействовать -какая богатая жатва для кабаков и мздоимных исправников, но как худо для нравов и государственной безопасности!
Теперь дворяне, рассеянные по всему государству, содействуют монарху в хранении тишины и благоустройства: отняв у них сию власть блюстительную, удержит ли? И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным?
..Тогда они имели навык людей вольных — ныне имеют навык рабов. Для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным, а страшные успехи пьянства служат ли к тому спасительным приготовлением?
Монархии служат опорою. Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми - государь, единственный законодатель, единовластный источник властей.
Народ работает, купцы торгуют, дворяне служат, награждаемые отличиями и выгодами, уважением и достатком. Вот основание российской монархии».
Ошеломленный противодействием лучших людей России, а также церкви, Александр I отступил, и дело было отложено до Николая I, а после и до Александра II.
Однако, карамзинская формула у нас по-прежнему работает - народ безропотно работает, не покладая рук и не задавая лишних вопросов, купцы торгуют (в рамках дозволенного), а дворяне служат монарху, награждаемые выгодами, уважением и достатком.
Journal information