Игорь Бигдан (ibigdan) wrote,
Игорь Бигдан
ibigdan

Categories:

Короче, всё решает Янукович

Многое в жизни независимой Украины меняла политическая целесообразность. Под влиянием этого фактора в 2005 году проводили третий тур выборов, не предусмотренный Конституцией, в 2007-м президент Виктор Ющенко подписал спорный указ о перевыборах Верховной Рады, а три года спустя Основной Закон был изменён решением Конституционного суда, не имеющего полномочий законодательного органа. Будет ли вопрос политической целесообразности ключевым в этот раз, зависит от количества людей, которые выйдут на акции протеста. Фокус выяснил процедуры легитимизации политических требований евромайдана, сроки выполнения и подводные камни, на которые может напороться этот процесс. Картину правового обоснования воли Майдана нам помогали составить эксперты по конституционному праву Александр Евсеев и Алексей Бруслик, бывший представитель парламента в Конституционном суде Ярослав Мендусь и директор Института избирательного права Юрий Ключковский.

Импичмент президента

Процедура. Для её старта нужно 226 депутатских голосов. Создаётся следственная комиссия, в состав которой включаются специальные прокуроры и следователи. Комиссия должна представить доказательства совершённых президентом преступлений, например, государственной измены.

Второй шаг — решение об обвинении президента. Верховная Рада должна принять его конституционным большинством — 300 голосов. Далее вступают Конституционный и Верховный суды. Первый проверяет, придерживалась ли следственная комиссия конституционной процедуры расследования, второй делает выводы о содержании признаков преступления в обвинении.

На последней стадии принятия решения об отстранении президента от должности за него должны проголосовать три четверти депутатского корпуса, то есть 338 человек. Исполняющим обязанности главы государства становится глава Кабмина.

Срок реализации. Не менее полугода.

Препятствия. Импичмент президента в Украине является делом юридически сложным и чётко не выписан. Отсутствуют законы об импичменте, специальном следователе и специальном прокуроре, вводящие институт обвинителей президента и подробно прописывающие процедуру обвинения с последующим отстранением президента от должности. Велика вероятность недобора необходимых для импичмента голосов в Верховной Раде.

Роспуск Верховной Рады

Процедура. Президент имеет право прекратить полномочия Верховной Рады, в случае если пленарные заседания сессии не могут начаться в течение 30 дней. Таким образом, длительное блокирование парламентской оппозицией президиума и трибуны Верховной Рады может повлечь за собой роспуск парламента.

Срок реализации. Свыше трёх месяцев.

Препятствия. Президент в вышеназванном случае имеет право распустить парламент, но не обязан делать это. Если расформирование депутатского корпуса грозит политической нестабильностью или несёт угрозу целостности государства, он может не воспользоваться своим правом. 30-дневную неспособность парламента начать пленарные заседания в состоянии прервать провластное большинство, собравшись на заседание вне стен здания Верховной Рады.

Отставка Кабмина

Процедура. После провала парламентского голосования по вопросу недоверия Кабмину 3 декабря правительство Николая Азарова получило иммунитет до следующей сессии, которая начнётся в феврале 2014 года. Лишить главу Кабмина его кресла имеет право и президент, что автоматически повлечёт отставку всего правительства. Руководитель исполнительной власти может и сам заявить о своём уходе.

Срок реализации. Не более 60 дней.

Препятствия. Необходимы весомые (желательно экономические) аргументы для того, чтобы убедить президента принять решение об отставке правительства. Депутаты могут отказаться поддержать парламентским большинством назначение на пост премьера новых претендентов, кандидатуры которых внесёт в Раду президент. А пока не начнёт работу новый состав Кабмина, члены старого будут исполнять свои обязанности.

Конституционная реформа

Процедура. После того как 30 сентября 2010 года Конституционный суд отменил конституционную реформу 2004 года и восстановил действие Основного Закона образца 1996 года (президентско-парламентская форма правления), чётко прописанного алгоритма возвращения к парламентско-президентской форме правления нет. Наиболее реальный вариант — повторное принятие внесённых в Конституцию в 2004 году поправок 1996 года, для которого требуются экспертиза Конституционного суда, голосование вначале парламентским (226 голосов), а затем конституционным (300 голосов) большинством и подписание закона президентом.
Кроме того, Конституционный суд может принять новое решение с юридической формулировкой, возвращающей Конституцию 2004 года. Есть и третий вариант: Верховная Рада конституционным большинством в 300 голосов подтверждает легитимность Основного Закона 2004 года.

Срок реализации. Около полугода.

Препятствия. Велика вероятность того, что депутатский корпус не даст 300 голосов за. Возвращение новой старой Конституции чревато ещё одним политическим кризисом, так как она предусматривает компромисс политических сил на стадии формирования коалиции, что в условиях сегодняшних украинских реалий практически невозможно.

Два последних сценария маловероятны. Во-первых, поправки к Конституции 2004 года утратили юридическую силу, что лишает суд права на их пересмотр. Во-вторых, у парламента нет полномочий оспаривать решение Конституционного суда. К тому же в случае признания того, что Основной Закон образца 2004 года был, вопреки решению КС от 2010 года, всё же принят без нарушений, остаётся неразрешимым вопрос, что делать с законами, принятыми с осени 2010-го. И ещё один нюанс — на подходе новый законопроект о внесении изменений в Конституцию, над текстом которого сейчас работает Конституционная ассамблея. А это обстоятельство снимает стратегическую необходимость возвращаться к Основному Закону 2004 года.

Референдум

Процедура. Всеукраинский референдум провозглашается по требованию трёх миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, и при условии, что их подписи собраны не менее чем в двух третях областей по сто тысяч подписей в каждой области. Центризбирком проверяет их подлинность и решает, соответствует ли проведение референдума конституционным нормам, после чего президент подписывает указ о проведении референдума.

Срок реализации. Не менее полугода.

Препятствия. Вопросы, связанные со сменой власти, на референдуме не рассматриваются, так как они входят в компетенцию других органов власти. Нет смысла выносить на референдум и тему вступления Украины в ЕС, поскольку пока обсуждается только подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Правда, при помощи референдума можно узнать мнение украинцев о том, подписывать или не подписывать соглашение, однако его результаты будут иметь только рекомендательный характер.

Попытка на референдуме решить вопрос о возвращении к Конституции 2004 года требует сложной процедуры, подготовка к которой предусматривает голосование в Верховной Раде и дополнительный всенародный опрос. При этом ЦИК на этапе проверки может забраковать часть подписей, а после проведения референдума парламент вправе не имплементировать его результаты.

источник

Tags: Политика, Янушеску
Subscribe
promo ibigdan december 3, 2007 00:08
Buy for 1 000 tokens
Хотите 1 миллион просмотров вашей рекламы за неделю? Легко и не дорого. Хотите чтобы о вашем продукте или услуге узнали сотни тысяч уникальных посетителей? Запросто. Адекватные цены и профессиональный подход, базирующийся на 11-летнем опыте. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →