?

Log in

No account? Create an account
ЖЖ Украина

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети


Предыдущий пост поделиться Следующий пост
ЖЖ Украина

Старый добрый ЖЖ

Я тут за оливье и шампанским самое интересное пропустил. Оказывается ЖЖ лежал в дауне с 31-го по 02-е, и это вызвало истерику и незапланированную пенную вечеринку у некоторых персонажей (не будем показывать пальцем). К счастью лично мне они не писали, но во входящих достаточно писем с «Доколе?!» и «Объясните, в чём дело!».

Я объясню. Но сначала всё-таки хочу предупредить, что я не имею отношения к московским программистам — я директор по продвижению ЖЖ в Украине. У меня большей частью маркетинговые функции, плюс ещё парочка сопутствующих. И внутри СУПа нет рассылки новостей для сотрудников, которые строго-настрого запрещено публиковать — то есть «Дронов знает причину глюков, Бармин знает, я знаю, а вам не скажем» — этого нет.

Есть моё мнение о работе сервиса, о том, как он устроен и почему глючит. Разных вопросов было много, отвечать буду по порядку.

1. Почему ЖЖ постоянно глючит?

ЖЖ очень старый. Тринадцать лет назад Брэд Фитцпатрик создал небольшой сервис онлайн-дневников для своих друзей. Неизвестно, на какое количество пользователей он был рассчитан, но точно не на десятки миллионов аккаунтов. Время шло, ЖЖ переходил из рук в руки (СУП — всего лишь последний из владельцев), количество пользователей росло, разные команды программистов по разному пытались справиться с растущей нагрузкой. На данный момент в движке ЖЖ куча старого кода, который писали совершенно разные люди без единой стратегии и без документирования. И архитектура ЖЖ устарела несколько лет назад — не дизайн (тоже архаичный), а внутреннее устройство.

Именно поэтому простой и наивный совет «добавить серверов, памяти или чего там у вас не хватает»© — не работает. При росте нагрузки масштабирование помогает до поры до времени, это что-то вроде «откладывания решения на потом» — ошибки в архитектуре всё рано вылезут. Если у вас есть знакомый программист, спросите у него, он подтвердит, что ошибки в архитектуре ПО — самые дорогостоящие. Их очень сложно исправлять, когда продукт уже запущен и им пользуются люди. А если это онлайн-продукт (24×7) и пользователей десятки миллионов?..

Если программиста у вас нет, объясню с помощью аналогии. Представьте себе старый многоэтажный дом, в котором живут люди, и вам нужно поменять архитектуру этого дома. Вы вынуждены выбивать сваи и вытаскивать плиты из фундамента(!) Разумеется, дом иногда падает, вместе с жильцами. Дом поднимают и продолжают ремонт. Часто, чтобы дом не падал, обходятся временными решениями — не меняющими архитектуру. Например, из-за прихода новых жильцов и роста количества бытовых электроприборов, электросеть не справляется с нагрузкой, пробки выбивает регулярно. Но жильцы требуют повысить мощность, плевать каким способом, потому что «у соседей в новостройке всё это есть». Проблема решается затаскиванием каждому в окно отдельного силового кабеля — выглядит некрасиво, весь дом в многометровых кабелях, во время сильного ветра они рвутся, жильцы опять недовольны. И так всё время.

Кстати, о «соседних новостройках». Критики ЖЖ постоянно приводят в пример Фейсбук и ВКонтакт, дескать у них гораздо больше пользователей и ничего не глючит. Это, кстати, удобный индикатор — если человек начинает использовать FB и VK как аргумент, то он однозначно профан, можете сразу вычёркивать его из дискуссии. Потому что надо быть совсем уж чайником, чтобы не знать, что Фейсбук и ВКонтакт в два раза моложе ЖЖ, создавались изначально как проекты под большую аудиторию, использовали технологии «web 2.0″ и самое главное — писались одной командой от начала и до конца. Кроме того в этих соцсетях масса ограничений, упрощающих жизнь программистам — попробуйте, например, создать в Фейсбуке сложноформатированный пост с чередующимся текстом, картинками и видероликами. Это просто невозможно сделать. А в ЖЖ чистый HTML и посты весом иногда в десятки мегабайт, учитывайте это.

ЖЖ глючит последние несколько лет вовсе не потому, что его разработкой занимается СУП. Движок ЖЖ просто дошёл до своего предела возможностей и глючил бы в любом случае. Но если ничего не менять, то глюки будут нарастать, пока однажды ЖЖ не остановится навсегда. Если же пытаться ремонтировать, что-то менять в архитектуре, то глюки будут вылезать то тут, то там (напомню — дом иногда падает), но по крайней мере есть шанс выбраться. Перестроить архитектуру в соответствии с новыми потребностями.

2. Почему нельзя просто написать ЖЖ заново, с новой архитектурой? Оттестировать его и за одну ночь запустить новую версию?

Дело в том, что ЖЖ очень старый. Он создавался взрослыми людьми для взрослых людей, в нём практически нет школоты, средний возраст пользователя — 25-35 лет. В ЖЖ уже давно сложилась своя постоянная аудитория, которая неравнодушна к этому сервису и достаточно консервативна. Пользователи ЖЖ противятся любым, самым незначительным переменам. Вспомните, сколько истерик было по поводу того, что убрали заголовок в комментариях?.. Майн гот, какая-то хрень, от которой не зависит ничего принципиального — а воплей было на весь рунет! Думаю лозунг «Верните всё как было» нужно повесить на главной странице livejournal.com, он достаточно точно передаёт настроение пользователей :)

А теперь представьте, если в ЖЖ однажды изменится всё? Если движок полностью перепишут, ЖЖ будет по другому выглядеть и по другому себя вести (а иначе никак — если изменится концепция и архитектура, нельзя будет сохранить внешние атрибуты). Если все те изменения, которые постепенно вводились весь 2012-й год и каждое вызывало ожесточённые дискуссии — если все они появятся в один день — представляете, какой срач поднимется, сколько народу «громко хлопнет дверью»? :) И кстати, непременно вылезут новые глюки, ведь сколько систему не тестируй, десятки миллионов пользователей найдут в ней все проблемы и устроят истерику «ааа, опять ничего не работает — верните всё как было!».

То есть независимо от того, делает что-то СУП или не делает вообще ничего, меняет всё постепенно или радикально, всё равно «СУП — козлы, верните всё как было». При том, что (см.п.1) не менять нельзя. И при том, что большая часть этих критиканов даже несчастный платный аккаунт за $2 в месяц не купили, то есть получают бесплатно сервис, но перманентно недовольны.

Я человек эмоциональный, поэтому я завидую выдержке Дронова. Как он работает в таких условиях — не знаю.

3. Ок, допустим нельзя всё поменять, нужно постепенно дорабатывать. Но почему в таком случае СУП не занимается повышением стабильности сервиса, а вместо этого добавляет «свистелки и перделки» — новый «голубенький» дизайн, лайки в соцсети, рейтинги, жетоны и промо, монетизация и прочие «рюшечки», отягощающие сервис и делающие его ещё более глючным?

Во-первых, меняют одновременно и архитектуру и фасад, но посколььку вы не находитесь внутри процесса и не имеете доступа к коду ЖЖ, вы видите только те изменения, которые видны снаружи — то есть изменения в дизайне и end-user функциональности. Совершенно неверно считать, что никаких других изменений нет.

Во-вторых, многие из «рюшечек» как раз решают проблему разгрузки серверов. Например динамическое развёртывание комментов в новых стилях, добавление комментариев без перезагрузки страницы и т.п. — всё это снижает трафик и нагрузку на серверы. То есть это не только дизайн и украшательства — это комплексное решение для морально устаревшего сервиса.

В-третьих, ЖЖ очень старый (я уже говорил об этом?). Сервису 13 лет и все эти годы он был убыточен. Извините, но платные аккаунты покрывают разве что расходы на хостинг — их слишком мало и стоят они слишком дёшево. Баннерная реклама крайне неэффективна, раздражает и тоже приносит копейки. Из-за своей убыточности ЖЖ сменил уже трёх владельцев и в конечном итоге СУП был поставлен перед выбором: или ЖЖ начинает зарабатывать, или его закроют.

Новое руководство рассудило правильно: блоггеры уже давно занимаются монетизацией, и если уж процесс нельзя остановить, то его нужно возглавить. Основным инструментом заработка для СУПа становятся промо-блоки в рейтингах: хочешь раскрутить свой блог — купи место в промо. Именно поэтому стали строго караться все попытки накрутить рейтинг другими способами. Внутренняя валюта «ЖЖЖетоны» с полноценным вводом и выводом призвана заменить Яндекс.Деньги и Вебмани. Промо-блоки в постах должны заменить постовые (поэтому запретили постовые), а платные репосты должны заменить биржи типа Блогуна. И так далее, и так далее… Нравится вам это или нет, но процесс этот остановить нельзя, потому что либо ЖЖ будет зарабатывать, либо все мы останемся без ЖЖ. Сапиенти сат или продолжать?

Нет, я могу продолжать, я всё это рассказываю на встречах с блоггерами. Не только ЖЖ убыточен, все соцсети пока только проедают инвестиции и «раздают обещания». IPO Фейсбука — это ведь «обещания», его миллиардная стоимость отражает надежды на то, что «однажды Фейсбук научится зарабатывать деньги, и тогда акции вырастут в цене и акционеры круто заработают». Но на сегодняшний день акции в цене падают, а реального заработка кот наплакал, да и методы традиционные — реклама и спам, пусть даже таргетированные. Фактически на пути заработка ЖЖ сейчас впереди планеты всей — ни одна соц.сеть, ни одна блогплатформа не предлагает своим пользователям инструменты для раскрутки и заработка. Наши наработки потом все соцсети скопируют, вот увидите :) Но к тому моменту они не будут инновацией и не вызовут такого срача, который они вызывают в ЖЖ.

Вопросы закончились?

Кроме вопросов ещё были требования и угрозы отставки Дронова, разгона СУПа и т.п. Я понимаю, эмоции, каждый может сорваться. Большая часть блоггеров потом остыла и ушла доедать оливье :)

Но есть среди нас «профессиональные критиканы», которым «глюки ЖЖ всю жизнь поломали» и поэтому кроме потоков говна от них ничего получить нельзя. Много месяцев подряд они ведут себя как мудаки и истерички — в ответ на любые изменения в ЖЖ они фонтанируют говном в своих бложеках, то есть не просто критикуют, а делают это в самой омерзительной форме.

Именно поэтому я хочу сказать: Илья, не вздумай уходить в отставку. Если ты сейчас уйдёшь, то это будет означать, что мудаки победили.

А когда побеждают мудаки — это плохо для всех.

Метки:

promo ibigdan december 3, 2007 00:08
Buy for 1 500 tokens
Если вы хотите сделать хорошую рекламу вашему продукту или услуге - вы зашли по адресу. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее количество просмотров на каждый пост - 50 тысяч, среднее количество просмотров блога в месяц - 4-5 миллионов. Изучить аудиторию блога в разных разрезах можно в…

  • 1
solom 5 января, 2013
Как определяю? На основе содержания комментария, конечно.
Что касается "директор-не директор" - у меня 4-х летний руководящий опыт, в течении которого создал и развил инфраструктуру с её эксплуатацией и поддержкой пользователей. В подчинении состояло 35 человек. Так что кое-что мне известно.
Про корпоративную этику тоже знаю.
Только я ещё раз обращаю ваше внимание на разницу высказываний мнений от имени компании и от своего имени и в собственном же журнале. Надеюсь, прочитав в третий раз вы это поймёте :)

belka_1974 5 января, 2013
У вас странное мнение, что если вы три раза подряд выскажете одно и то же ошибочное суждение - то оно станет истиной.
Вы что, реально уверены что если директор московской сети сбербанка завтра скажет в личном блоге: пенсионеры мудаки и мешают мне работать - то ему за это ничего не будет?
Смешно

solom 5 января, 2013
Я понял, что вы и с третьего раза не уразумите.
Тогда в качестве развивающего упражнения попробуйте почувствовать разницу в выражениях:
"пенсионеры мудаки мешают мне работать"
и
"мудаки, которые орут не по делу, мешают мне работать"

belka_1974 5 января, 2013
Что вам товарищ ибигдан сделал? Гы. Вот эти попытки они очень смешные.
Вы просто попытайтесь, это трудно, но попытайтесь понять
Никаких клиентов нельзя называть мудаками. Ни-ка-ких. Я понимаю, это трудно усвоить - как это мне и нельзя. Но вот так. Нельзя ;))))
И да - надо меньше читать что кто пишет и больше работать. И будет всем счастье.

solom 5 января, 2013
Это не "попытки", а просто здравое объяснение ситуации в ответ на ваше возмущение. Смешным это вам кажется от недостатка понимания. Впрочем, с возрастом и опытом оно к вам придёт.
И опять вам придётся объяснить тонкость.
Мудаков называть мудаками - можно. От своего имени.
Это как задачка на логику, видели?

Все мудаки орут не поделу.
Среди клиентов встречаются мудаки.

Из этого силлогизма не следует утверждение что "все клиенты - мудаки".
Понимаете?
Из этого следует, что "некоторые клиенты орут не по делу". И только.

Рекомендую продолжить умственные упражнения.

belka_1974 5 января, 2013
Вы можете вертеть факт хамства директора Жж и так и этак - мне все равно. Как ни повернись - все равно хамство. Это вы не понимаете. Я не возмущаюсь. Я констатирую факт. Г-н ибигдан нарушил корпоративную этику. Независимо от того, как себя ведут пользователи. Ну и не говоря уже о том, что нормальный человек, выходя на площадь, выбирает выражения вообще.
Бедному, бедному ибигдану мешают пользователи.
Работать надо с ними уметь. И все будет хорошо

solom 5 января, 2013
Я не рассчитывал на то, что вы хоть что-то поймёте.
Писал на самом деле для стороннего читателя.

belka_1974 5 января, 2013
Вы продайте человеку тухлую рыбу, а когда он придет возмущаться, скажите ему что он мудак. А потом скажите что и не ждали что вас поймут.

solom 5 января, 2013
(закрывая лицо рукой)
Возмущаться по поводу ПРОДАННОЙ тухлой рыбы - это ПРЕТЕНЗИЯ.
С мудным ором в пустоту ничего общего не имеющая. Кроме того, ор идёт тех, кто пользуется сервисом БЕСПЛАТНО. И ор не по делу. И от НЕКОТОРЫХ (небольшой кучки крикунов то есть)

Вы изначальна пост перечитайте ВНИМАТЕЛЬНО (хотя, зачем я это говорю - вы всё равно ничего не поймёте, а внимательно читать не все умеют)

belka_1974 5 января, 2013
Я всегда читаю внимательно. Более того - я прочла все коменты перед тем как писать.
Тут очень много людей, которые платят за Жж. Но это как раз неважно. Важно что Жж предоставляет услуги. Люди ими пользуются. За счет всех этих людей существует СУП. Кто то вложил сюда деньги, кто то время, кто то силы.
И нельзя не уважать это.
Нормальные люди, типа того же Дронова, почему то держат лицо, хоть как то.
А этот ваш директор по развитию - обычный распущенный человек. Считающих что так можно.

solom 5 января, 2013
Если вы читаете внимательно, то понимаете уж очень избирательно.
Если рассуждать глобально, то терпимость к мудакам порождает их большее количество.

А изначальна пост был СОВСЕМ НЕ
"полтзователи ЖЖ - мудаки"
и даже НЕ
"среди пользователей ЖЖ есть мудаки"
а
"отдельные мудаки".
Так понятнее? Или просто повозмущаться хотелось?

belka_1974 5 января, 2013
Быть или не быть терпимым к ним - ваше дело.
Я говорю о корпоративной этике и только о ней.
Все.

solom 5 января, 2013
Личное высказывание от себя к корпоративной этике отношения не имеет.

eva2222 6 января, 2013
вы передергиваете.
у меня платный аккаунт не первый и не второй год, и я имею сказать - хотя сама я не вычленила в посте ничего такого, имхо он весьма толков,Белка права.
Допустим в банке скандал и вдруг выходи менеджер и начинает дивную речь:
а ну разойдись мудаки-истерички не мешайте кассирам работать! у нас старый банк! итп
вряд ли вы будете разбираться, кого именно менеджер назвал мудаками и истеричками. Даже если вы спокойно стоите в очереди и к скандалу никакого отношения не имеете.
Менеджер, если берет слово, должен внятно и толково разруливать эту ситуацию. Нет никакого ровно повода автору жж называть кого-то грубо. Даже зная манеры русскоязычного рунета)

  • 1