?

Log in

No account? Create an account
ЖЖ Украина

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети


Предыдущий пост поделиться Следующий пост
ЖЖ Украина

Киевские трамваи: как было и как стало

Эти фото с сайта «Памяти киевских трамваев» достаточно известны в сети, регулярно перепечатываются в блогах. Снимки сделаны тремя фанатами электротранспорта с Запада — в 1950, 1976-78 и 1985 годах. В мае 2012-го «Историческая Правда» сфотографировала те же места из того же ракурса.

Трамвай создает совершенно новый вид городского ландшафта. Трудно поверить, но столичный фуникулер, без которого днепровские склоны уже не представить, сначала был всего лишь частью трамвайного маршрута № 15. Даже талон отдельный не надо было покупать — просто пересел на Боричевом Току — и все.

Так случилось, что киевская власть трамвай не полюбила. В мегаполисы, где от трамвая отказались давно, он возвращается. Лондон, Париж, Новый Орлеан, Афины, Торонто, Миннеаполис, Милан, Прага, Женева … А в Киеве трамвайных рельсов становится все меньше. Их снимают, чтобы освободить улицы двигателям внутреннего сгорания.

Очевидно, это объективный процесс. Но каждый, кто ездил в звонком трамвае, имеет право на ностальгию. Кстати, эти цветные фотки ценны не только с точки зрения упадка столичного электротранспорта. Непостановочные кадры западных «трамваефилов» показывают нам обычную уличную жизнь Киева и киевлян. Некоторые места уже и узнать невозможно — так стремительно растет и меняется город. И это не хорошо и не плохо, это просто исторический факт :)

1959 год. Начало улицы Саксаганского. Вдали строится цирк на площади Победы, на месте Евбаза. Трамвай № 9, маршрут «Красная площадь — Сталинка» (Контрактовая — Голосеевская). Позже пути отсюда заберут на Жилянскую, линию сократят до Московской, а в 1996-м девятку ликвидируют как класс.

1959. Контрактовая площадь, еще без метро. Трамваи № 12 и 13. 12-ка до сих пор ходит с Подола через лес в Пущу-Водицу (эта лесная колея упоминается в «Белой гвардии» Булкагова). 13-ку суеверный Омельченко переименовал в 18-ку, этот номер еще курсирует на вокзал.

1959. Грузовой вагон на нынешней Сагайдачного в том месте, где она выходит на Почтовую площадь. Рельсы отсюда сняли в 1970-х, когда строили синюю ветку метро. Их перенесли на соседнюю братскую — временно. Они там лежат до сих пор, уже мертвы, потому что маршруты с Подола на Левый берег прикрыли в прошлом году, по случаю реконструкции моста Патона. Совсем изменилась архитектура — новые дома, новые проезды.

1959. Разворот маршрута № 1 на Софиевской, вокруг Богдана Хмельницкого. За 50 лет деревьев стало меньше, зато добавились этажа в домах.

1959. Выезд из конечной на Контрактовой (угол улиц Спасская и Межигорская). На Межигорский исчезли большие деревья. № 19 еще ходит на север, до площади Шевченко, но теперь электротранспорт стали дублировать маршрутки.

1959. Набережное шоссе. Снято с построенного в 1957-м пешеходного моста. Линия на Левый берег лежит мертвая, рельсы ржавеют в ожидании того, что будет на их месте. С одинаковых деталей остался разве что Подольский элеватор на горизонте, добавились Оболонь, Гаванский мост и недостроенный мост новой линии метро. После построения Каневского водохранилища мель пляжа на Трухановом острове исчезла под водой.

1976 год. Европейская площадь. № 16 ходил отсюда на Подол Владимирским спуском — короткая линия, и старейшая на территории бывшей Российской империи (электротрамвай поехал по ней в 1892-м).

1978 год. Угол Павловской и Дмитриевской. Осталась только ветка по Дмитриевской, на фото 2012-го года по ней едет на вокзал с Подола № 18. Дома остались те же. На противоположном тротуаре размахивает руками редактор «Исторической Правды» :)

1978. Лукьяновка. Пути слева — заезд в трамвайное депо. Сейчас они лежат только потому, что коммунальные службы их почему-то не снимают. Раритетное депо царских времен снесли и на его месте вырыли котлован под какую-то застройку, которая так и не состоялась. Осталась гигантская яма в земле.

1978. Площадь Победы, у входа в универмаг «Украина». Надпись на здании очевидно «Слава советскому народу!», Сейчас в нем — ресторан «Рога и копыта». Трамвай — уже упоминавшийся № 9. Признак времени — киоски и иномарки. Слова «круассан» и «Мицубиси» в советские времена звучали сладкой музыкой капитализма, а сейчас никто и внимания не обращает.

1985. Подол, угол Межигорской и Ярославской. За 27 лет ничего почти не изменилось, даже трамваи те же.

1985. Почтовая площадь. Часть рельсов с мертвой линии вдоль Набережного шоссе сняли, чтобы добавить полос для автотранспорта. Здесь планируется новая развязка, потому что постоянно пробки.

1985. Почтовая площадь (вид в противоположную сторону). Линия на левый берег с обрезанными рейками.

1985. Угол Руставели и Рогнединской. Флаги СССР и Союза висят напротив бывшей синагоги, где с 1955 по 1997 находился академический театр кукол.

1985. Площадь Славы, гостиница «Салют».

1985. Перекресток Толстого и Саксаганского. Трамваи заменили троллейбусы и маршрутки.

1985. Улица Толстого, возле красного корпуса КНУ, конечная № 8, который ходил с Соломенки. Линию обслуживали старые трамваи, которые имели по две кабины с обеих сторон — потому что на конечной не было кольца, вагоны просто меняли путь. Сейчас здесь — еще одна дорога для авто.

1985. Верхний Вал, неподалеку Житнего рынка. Видна надпись «Комиссионный» и трамвай № 9. Девятки уже не существует, но № 18 и 14 тут еще ходят.

1959. Вокзальная площадь. Трамваев уже давно нет. И вообще, все так изменилось, что узнать можно разве что забор вокруг площади и характерный силуэт ТЭЦ-3 справа.

1985. Перекресток Владимирской и Саксаганского. С Московской площади на вокзал поднимается № 10 — давно отменен. Но реклама «Все лучшее возвращается» с фото 2012 вселяет оптимизм :)

Фото: 1959 год — Raymond DE GROOTE Jr, 1976-78 годы — Michael TAPLIN, 1985 — Gordon STEWART.

Фото 2012 года: Дмитрий ЛАРИН.

источник


promo ibigdan Грудень 3, 2007 00:08
Buy for 1 500 tokens
Если вы хотите сделать хорошую рекламу вашему продукту или услуге - вы зашли по адресу. Блог "Самый сок!" читают во всём мире. Среднее количество просмотров на каждый пост - 50 тысяч, среднее количество просмотров блога в месяц - 4-5 миллионов. Изучить аудиторию блога в разных разрезах можно в…

cmo500 11 октября, 2012
По-моему, в советские годы улицы Киева были получше. Этот рекламный мусор портит города. С ним нужно бороться.

wegass 11 октября, 2012
зелени и места было больше, а машин и рекламы не было почти. Да и сейчас Киев остается самым зеленым и просторным городом-столицей. Таких городов мало.

fluidkost 11 октября, 2012
Красота! Жаль, маршрутки несколько портят пейзажи. Хорошо хоть не Газели, как у нас.

vokinburt 11 октября, 2012
Очень интересный репортаж. Жаль, что трамвай в Киеве умирает. В Виннице, наоборот, строят новые линии.

На Подоле сегодя

titan_a 11 октября, 2012
Контрактовая площадь

Re: На Подоле сегодя

jurashz 11 октября, 2012
В Харькове тоже отреставрировали старый трамвайчик.

adjedan 11 октября, 2012
Этот пост надо было назвать "Когда деревья были большими"...

zip_cn25 11 октября, 2012
Скоростной трамвай на Борщаге - самый крутой транспорт в городе.
особенно когда едешь в нем с утра, в полупустых вагонах, мимо километровых пробок и набитых людьми маршруток...еще и вай-фай на станции "индустриальный мост" есть

firedfish 11 октября, 2012
И в Днепре вот убрали линию троллейбуса. Отремонтировали дорогу на ж/м Коммунар и сняли троллейбусные провода.
На сколько знаю электротранспорт - государственный. Избавляясь от него деньги от пассажироперевозок переходятк своим автоперевозчикам. Вот и всё объяснение
:(

jurashz 11 октября, 2012
Трамваи уничтожают повсеместно в Украине. Это не удобный для мэров городов и местных барыг транспорт!
Хрен с ним. что он экологичен, хрен с ним, что при правильном использовании быстрый и комфортный.
Главне - его нельзя приватизировать, отдать в концесию, заработать на нем бабла.
Поэтому везде где можно, трамваи глушат и ставят там своих маршруточников или автобусников.

В Харькове все так и было, сомневаюсь, что в Киеве ситуация иная.

зелень

Филипп Muzika 11 октября, 2012
хрен с ним, с трамваями, а вот всю зелень вырубили, жаль

shurupich 11 октября, 2012
трамвай должен быть либо "скоростным" - либо стоять в музее.
Ностальбировать можно и по паравозам, и по телегам с лошадьми, да хоть по собачьим упряжкам.

Но тот дискомфорт, который они причиняют на дорогах не дает причин для сожаления.

mantix 11 октября, 2012
А в Европе как-то обходятся без дискомфорта.

igor40 11 октября, 2012
Спасибо за пост, понастльгировал...

ryzhachok 11 октября, 2012
Рельеф Киева не располагает к трамваям же. Их, канеш, жалко, но я понимаю, что с ними мы бы добирались из одного конца города в другой часа за два.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
balzatul 11 октября, 2012
"Флаги СССР и Союза" - это сильно!

wegass 11 октября, 2012
никогда бы не подумал что на Руставели ходил трамвай

wegass 11 октября, 2012
жаль что деревья вырубают. Было свежо, зелено, много тенистых улочек, а сейчас бетон и стекло.

А трамвай почти везде надо убрать. Он попросту не приспособлен к этому городу. Трамвай должен быть только на широких улицах проспектах и должен быть скоростным, комфортным.